66/888 серия вилок Marzocchi, теория используемых картриджей

Статьи, посвящённые ремонту, модернизации и эксплуатации велокомпонентов, а так же обзоры качества и особенности их работы.
Модераторы: KoNA, Bio, Solid

Сообщениеssp » 06.04.2008, 23:27


В связи с недавней дискуссией насчет фрирайдной Z1, напишу немного ценной информации о целесообразности использования данных вилок и их преимуществ. Надеюсь на востребованность инфы, т.к., впринципе, дело к этому и идет.
Написанное ниже является попыткой помочь разобраться в "неразберихе" наименования моделей всем тем, кто интересуется выбором вилки для фрирайда (FR) и/или скоростного спуска (DH). В ходе статьи будут рассмотрены самые прочные и качественные изделия наиболее популярной фирмы - производителя экстремального оборудования подвески: Marzocchi серии 66 (sixstysix) и двухкоронные 888 (tripleeight), являющиеся классикой жанра и иконой любого фрирайдера. Поскольку лично мне они наиболее интересны, опишу конкретно эти серии и все, что с ними связано.

Все основные необходимые теоретические понятия, упоминаемые ниже, были подробно расписаны СДЕСЬ, поэтому без хорошего знания основных понятий можно ниже не читать.

Итак... все серии вилок Марзокки любого года имеют несколько моделей. Все модели и у 66, и у 888 имеют схожие по названию и настройкам картриджи, отличаясь по большей частью только рабочим ходом, наличием одной, или двух корон и, конечно же, размерами и массой.
Например, произвольно выберем для сравнения 4 вилки по возможности с максимальным охватом по начинке и различными годами выпуска: 888 модели RC (888RC) 2005 модельного года, 66'ю модели VF2 2006 года, 888 RC2X VA 2007 и 66RC3'08.

Данные вилки имеют следующие характеристики (по данным с marzocchi.com):



Что эти фразы могут сказать покупателю, разжившемуся немалой суммой денег и стоящего перед выбором десятка моделей прошлого-нынешнего сезона.

Задача любого производителя - привлечь внимание красивой терминологией к вполне обычным вещам. Но, в первую очередь, нас должны интересовать начинка внутри ног - картриджи отскока и компрессии. Именно их класс будет формировать класс и цену вилки в целом. В вышеприведенных моделях этими картриджами являются "полный" RС-картридж у 888'й серии (2005), VF2-картридж у 66'й серии (2006), RC2X-картридж у 888 (2007) и RC3 у 66 (2008)
И неслучайно цены на VF и подвиды RC будут совершенно разными - между ними разница в ощущениях от катания будет огромна. Ну а теперь давайте по-порядку.

Вот что пишет сама фирма-производитель о своих картриджах:



Впринципе только общие расплывчатые "потребительские" фразы, ничего конкретного.
Поэтому слушайте и запоминайте :)

Картридж SSV (Speed Sensitive Valve - клапан, чувствительный к скорости). Данный картридж имеет 5 контуров таких клапанов, как следствие - 5 этапов демпфирования в каждой ноге, обеспечивающие лучший контроль и плавность работы. Работают клапаны как на этапе компрессии, так и в стадии отскока. Принцип работы заключается в "дозировании" объема масла, проходимого через картридж, в зависимости от силы внешнего воздействия и его скорости. SSV может быть как ненастраиваемым, так и с внутренней регулировкой отскока.
С данного картриджа началось вилок для байков, тоесть он появился довольно давно, и на тот момент считался очень хорошим, позволяя производить основные регулировки снаружи вилки.

После появления в 2002 году SSVF и HSCV картриджей, удобство использования вилок и количество их настроек резко возросло, как и качество работы. Они стали еще более чувствительны к внешним воздействиям, обрабатывая рельеф еще качественнее.

SSVF (Speed Sensitive Valve Floating - плавающий высокочувствительный к скорости клапан). Переработанный клапан, улучшенный вариант системы SSV, имеет 5 неподвижных (статичных) контуров и 2 плавающих. На небольших неровностях плавающий клапан срабатывает таким образом, что масло проходит сквозь него и первый этап клапанов беспрепятственно, обеспечивая хорошую чувствительность к "мелочевке" (один из вариантов реализации LS-компрессии). При возрастании внешней нагрузки на вилку и увеличении давления масла внутри картриджа клапан перекрывает поток для увеличения демпфирования на крупных неровностях. Вилка с SSVF картриджами имеет регулировку, контролирующую демпфирование отскока.

HSCV (High Speed Compression Valving - система клапанов высокоскоростного сжатия). Имеет 10 контуров, работа которых модулируется динамически, в зависимости от стиля езды (т.е. кондиции трассы).
Как заявляет сама Marzocchi, данный картридж с момента первого применения в МТБ постоянно совершенствуется, поскольку изначально HSCV использовался в вилках для мотокросса, а позже, с 2003 года был внедрен в МТБ, в 2004 адаптирован на двухкоронку 888R с сохранением "мото" принципа работы, но облегченным весом картриджа.
Принцип его работы таков, что поток масла, проходимого сквозь специальный клапан через отверстия внизу картриджа, регулируется тончайшими гибкими прокладками. Они изгибаются в зависимости от величины компрессии и давления масла, а клапан подстраивается под изменяющееся давление масла. На практике это означает, что при более-менее постоянном давлении масла в картридже (на ровной поверхности), вилка медленно реагирует на неровности, но при увеличении силы и частоты компрессии чувствительность вилки растет прямо пропорционально, т.е. растет скорость сжатия и отскока. Другими словами - стало возможным реализовать высокоскоростную компрессию, так необходимую для фрирайдных вилок, за счет четкого срабатывания HSCV и спасения от пробива вилки при жестком приземлении "на нос".
Данный картридж применяется во всех топовых вилках, например в "верхних" 66/888 для DH и FR, а также в E/AM/TR, и даже в XC. Это значит - что система действительно качественна и универсальна, чувствительна и надежна.
"...все что вам нужно - это прокатиться и вы почувствуете разницу" - так и есть, Марзокки не обманывает :)

Теперь по поводу настроек картриджей (отскока и компрессии) с официального сайта:



Уже теплее :) но это далеко не все, и не отражает весь потенциал данных настроек, ведь величина их действия на работу вилки целиком зависит от ценового уровня девайса с вытекающими отсюда многочисленными разновидностями этих картриджей.
Поэтому снова вернемся к четырем вышеприведенным вилкам для детального изучения начинки.

888RC является верхней 888 в 2005 линейке, находясь впереди моделей 888 R и 888 VF, имеющими один регулируемый HSCV или один нерегулируемый SSV в одной ноге соответственно, и нерегулируемые SSV в другой. В RC обе ноги имеют по HSCV картриджу внешней регулировки скорости отскока (R) и HS-компрессии (C).

66VF2 является нижней 66 в 2006 линейке, имея в наличии картридж SSVF, но в отличие от вилки VF-моделей 2005 года картридж имеет обе регулировки пружинами - компрессии и отскока (отсюда и индекс "2" в названии картриджа).

888 RC2X VA является верхней в 2007 линейке, уступая топовой «кубковой» 888 RC2X WC только отсутствием титановых пружин и никелированных ног (онли черное анодирование -)). Вилка имеет картридж RC2, состоящий из двух разделенных RC-систем - переработанную c 2006 года систему демпфирования RC с добавлением регулирования порога LS низкоскоростной компрессии* к присутствовавшей ранее (до 2006 года) только подстройки скорости HS компрессии*.


*-назначение всех картриджей ищите в другой статье по ссылке вверху этой статьи

Индекс «X» указывает на то, что RC2 картридж имеет возможность регулировки компрессии самой пружины (простым ее «поджатием», типа как в Marzocchi Junior и т.п.), т.е. частично отпадает необходимость замены пружины, если бы такая необходимость возникла.
Изображение

Индекс «VA» означает возможность увеличения преднагруза (прелоад) пружины, делая работу вилки во время компрессии более прогрессивной.
Изображение

зы: разумеется, есть и модели 888/66 без индекса VA, и даже без X, т.е. например 888 RC2 2006 сезона

66 RC3 2008 является верхней в 66 серии. С 2008 года картриджи HS-и LS-компрессии настраиваются автоматически нажатием кнопки внизу (к слову, на 888 серии в этом году пошли еще дальше – добавили воздушную регулировку, имитирующую масляную камеру для виртуального увеличения объема масла)

В конце осталось просто подвести черту – работа любой вилки с HSCV, а не SSVF, позволяет выжать из вилки весь ее возможный потенциал, мегаплюшевую работу по всему ходу и широчайший диапазон настроек, самым чувствительным из которых будет отскок, регулируемый в отличие от VF в ГОРАЗДО более широких пределах + гладкая работа и куча других опций, попросту недоступных в младших моделях. Поверьте, все это того стоит! :)
зы: по ТО для вилки с HSCV напишу отдельную статью

В заключение хочу заметить, что с 2008 года особенно стало заметно внешнее ухудшение качества отливки деталей (например корон и штанов), замена на низших и средних вилках в линейке фрезированных ручек регулировки на литые (тактильность сильно падает, прочность тоже, внешне тоже не айс - да и расхлябаность присутствует). По плавности хода серии RV тоже не понравились, хотя без реального тестдрайва на камнях о работе судить нельзя. Видимо желание нарастить объемы пагубно сказалось на качестве, поскольку 2008 линейкой чисто внешне лично я недоволен, налицо только попсовость и яркость наклеек (в 2009 внешность станет еще более пёстрая %)).

В статье использованы фотографии с оригинального сайта marzocchi.com

Посвящается всем кастомщикам, кто решится на отдельную покупку вилки.

(с) Нездоровый
06/04/2008
Причина БАНа: и на этом форуме ты показал себя полным...
Аватара пользователя
ssp
Забанен
Пока не проявил себя


Сообщениеssp » 16.04.2008, 14:31


Ввиду чисто теоретической информации тема закрыта для обсуждения
Причина БАНа: и на этом форуме ты показал себя полным...
Аватара пользователя
ssp
Забанен
Пока не проявил себя
Тема поднималась пользователем ssp 16.04.2008, 14:31.


Немного статистики

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5