ВелоКубань

Шлем и рама… BMX рама

Шлем и рама… BMX рама

Что самое важное в велосипеде? Рама и вилка! Именно они в наибольшей степени определяют удобство катания, комфорт и безопасность выполнения трюков. В отличии от остальных компонентов, которые можно легко и быстро заменить, вилка и в особенности BMX-рама является «фундаментом» конструкции, который выбирается всерьёз и надолго.

Фото Red Bull (на фото Ирек Ризаев)


Важнейшей характеристикой рамы велосипеда является её геометрия. Прежде чем приступить к изучению отличий размеров и углов рамы, рассмотрим из чего же вообще состоит BMX-рама.

BMX рама: BBH — высота каретки; CL – нижнее перо; DT – нижняя труба рамы; HA — угол рулевого стакана; SA — угол подседельной трубы; ST – подседельная труба; STL – длина подседельной трубы; TT – верхняя труба рамы; TTL – длина верхней трубы; WBL – длина колёсной базы

Рулевой стакан — короткая труба, соединяющая верхнюю и нижнюю трубы рамы. Служит для установки рулевой колонки. Зачастую в месте крепления стакана к нижней (иногда верхней) трубе наваривают “косынку” для увеличения прочности.

Верхняя труба (ТТ, top tube) — это труба, идущая от седла до рулевого стакана. Именно её длина определяет ростовку велосипеда.

Нижняя труба (down tube) соединяет рулевой стакан с кареткой. Различные профили и технологии обработки (о которых будет рассказано позже), позволяют уменьшить массу нижней трубы, а в силу её размера, и общий вес всего байка.

 

На подбор геометрии рамы влияют выполняемые трюки

Фото Red Bull

 

Подседельная труба (seat tube) — труба, в которой крепится подседельный штырь. Она определяет высоту рамы. Идёт от кареточного узла до подседельного хомута. Зачастую содержит встроенный зажим подседельного штыря (может быть реализован, как хомутом, так и зажимом самой подседельной трубы).

Рулевой стакан, верхняя, нижняя и подседельная трубы вместе представляют т.н. передний треугольник рамы.

Нижнее перо (chainstay) — труба от дропаута заднего колеса до кареточного узла. Длина нижнего пера определяет предрасположенность байка к выдёргиваемости/вращениям или стабильности (подробнее об этом ниже).

Верхнее перо (seatstay) — труба, соединяющая дропауты с верхней и/или подседельной трубой. Важно, чтобы верхнее перо надёжно крепилось к верхней/подседельной трубе, поскольку при приземлениях после вращений, на этот узел приходится большая нагрузка. Чтобы верхние перья не вело, между ними всегда устанавливается перемычка (bridge), увеличивающая жёсткость конструкции.

Нижнее и верхнее перья с подседельной трубой составляют задний треугольник BMX рамы. С ростом популярности сверхшироких покрышек (до 2,6”), задние треугольники на современных рамах становятся все шире и шире. Это позволяет устанавливать покрышку без риска трения о раму.

 

Цвет рамы на геометрию не влияет. Тем не менее производители учитывают вкусы райдеров и выпускают рамы разных цветов. Как, например, рамы TotalBMX Killabee K2

 

Разобравшись с основными элементами рамы, перейдём непосредственно к изучению факторов, влияющих на её геометрию.

Длина рамы (или ростовка, она же top tube length) — определяется длиной верхней трубы. Является основной характеристикой BMX рамы и влияет на ощущения от управления велосипедом.

 

Правило: чем рама короче, тем проще она выдёргивается и легче вращается. Соответственно, чем рама длиннее, тем большей устойчивостью и стабильностью в воздухе она обладает.

Измеряется ростовка в дюймах (inches). 1 дюйм (“) = 25,4 мм. Самые распространённые ростовки 20″, 20,25″, 20,5″, 20.75, 21″, 21.25″. Во флетленде ростовки значительно меньше чем в стрите и чаще всего располагаются в диапазоне от 18″ до 19,5”. Существуют ростовки, как больше, так и меньше этих значений, но чаще всего являются характеристиками промодельных запчастей.

При выборе рамы необходимо учитывать свой рост и стиль катания

Фото Red Bull

 

Длинная рама отлично подойдёт для высоких райдеров, так как им нужно больше места, например, для барспина, чтобы не задевать коленкой руль. Рама покороче необходима райдеров пониже ростом.

Как и все характеристики велосипеда, длина рамы, чаще всего выбирается исходя из личных предпочтений. Например, высокий райдер, может купить BMX-раму поменьше, чтобы поставить сложный технический трюк. А невысокий, может приобрести длинную раму, чтобы стабильно пулять дикие эйры.

Сводный ряд размеров со среднестатистическими соотношениями роста и длины верхней трубы рамы:

менее 149/20″, 150-159/20,2″, 160-169/20,5″, 170-179/20,7″, 180-189/21″, 190 и более/21,2″.

Длина нижних перьев (chainstay length) наряду с длиной верхней трубы, определяет управляемость и поведение байка. Измеряется в дюймах. Чем нижнее перо короче, тем проще выдёргивать и закручивать байк. Чем оно длиннее, тем больше стабильности на больших пролётах.

Высокая рама

 

При выборе длины перьев, так же, как и при подбое длины верхней трубы, важную роль играет рост райдера. Высокие райдеры чей рост сам по себе создаёт больший рычаг для подрыва передней части, комфортно чувствуют себя на рамах с длинными перьями. Невысоким райдерам стоит остерегаться длинных перьев, так как придётся попотеть, чтобы пойти против физики. Поэтому высоким райдерам лучше предпочесть более длинные нижние перья. Невысоким райдерам, как и райдерам стиль катания, которых основан на техно-замутах, вращениях и тейлвипах, наоборот, идеально подойдёт короткий задний треугольник. Но разумеется, необходимо учитывать личные предпочтения.

Длина нижних перьев колеблется в районе 12,5-14 дюймов. Что интересно, на протяжении последних 10 лет заметна тенденция к уменьшению задних перьев. Если раньше, размер 13,25” считался агрессивно коротким, то сейчас уже никого не удивить рамой с длиной перьев 12,6 дюймов.

Угол рулевого стакана (headtube angle, HA) — угол между поверхностью земли и линией проведённой через центр рулевого стакана. Измеряется в градусах (°). Самыми распространёнными, на рынке BMX-рам, являются углы: 74,5°, 75° и 75,5°. Существуют углы, как больше, так и меньше указанных, но это скорее редкость.

Подседельная труба и перемычка (bridge), соединяющая правое и левое перо

 

Больший угол наклона рулевого стакана облегчит выполнение вращений и трюков на переднем колесе, также он даст ощущение, что верхняя труба длиннее, чем есть на самом деле. Например, велосипед с ростовкой 20,5″ на раме с углом рулевого стакана 75°, будет ощущаться, как 20,75″ на раме с углом 74,5°. Разница в угле рулевой колонки в 0,5° примерна равна трём миллиметрам выбега, на вилке.

То есть, если у райдера была рама с углом наклона рулевого стакана 75°, а он купили новую, с HA=75,5°, то выбег на новой вилке, по ощущениям от катания станет меньше. Большой угол рулевой не желателен для новичков, а также для тех, кто бомбит лютые гэпы и катает трейлы. Большой угол сделает байк резким и нестабильным и первое время его будет очень трудно контролировать. Меньший угол наклона рулевого стакана, сделает велосипед более управляемым и менее резким, а трюки более плавными. Большинство трейловых промоделей рам поставляются с углом в 74,5°.

Чем угол ближе к прямому, тем больше райдер нависает над передним колесом. Из-за этого становится проще поднимать заднее колесо и делать сопряжённые с ездой на переднем колесе трюки. И наоборот, чем угол рулевого стакана меньше, тем стабильнее ведёт себя рама на высоких скоростях и в воздухе. Как и остальные характеристики рамы, выбор угла зависит от предпочтений райдера, но общие рекомендации следующие: техничное парковое катание — угол побольше; дёрт, большие пролёты и пр. — угол поменьше.

Дропаут служит для крепления оси втулки, а также соединяет верхние и нижние перья

 

 

Угол подседельной трубы (seat tube angle, он же SA и ST) — угол между поверхностью земли и подседельной трубой. Измеряется в градусах (°). Самыми распространёнными является углы в диапазоне от 69° до 72,5°. Существуют показатели как больше, так и меньше, но они чаще всего являются характеристиками промодельных деталей.

Большой угол подседельной трубы позволяет удобней зажимать седло ногами при барспине и даёт ощущение стабильности. Соответственно, чем меньше угол подседельной трубы, тем дальше уезжает назад седло, а каретка выдвигается вперёд и седло становится менее удобно.

Углу подседельной трубы всегда уделяется мало внимания при выборе рамы, а он является одним из наиболее важных показателей. Кроме того, от него зависит ощущение ростовки рамы.

Чем меньше угол подседельной трубы, тем дальше она отклоняется назад и тянет за собой рулевую трубу с вилкой и рулём. Чем он больше, тем больше подседельная труба смещается вперёд и, как следствие, смещает вперёд всю переднюю часть рамы. Например, BMX-рама с ростовкой 20,75″ и углом подседельной трубы в 72° кажется длиннее рамы 20,75″ и углом 69° и примерно равна раме с ростовкой в 21″ и углом подседельной трубы в 69°. Поэтому, при выборе BMX-рамы необходимо учитывать, что рама с большим углом подседельной трубы ощущается длиннее, а с меньшим короче.

Рулевой стакан

Высота каретки (BB height или просто BB) измеряется в дюймах и варьируется у современных BMX в диапазоне от 11,3″ до 12”. Существуют и другие показатели, но чаще всего являются характеристиками промодельных запчастей.

Чем больше высота каретки, тем легче выполнять трюки с мэнуалами и вращаться. Кроме того, у звезды больше шансов избежать контакта с гранью или рейлом. Меньшая высота означает, что байк будет вести себя более стабильно, но мэнуалы могут ощущаться сложнее. Высоты каретки также влияет на положение спины при катании и ощущение высоты руля. Высокое положение кареточного узла создаст ощущение низкого руля, а низкое уменьшает «нависание» над рулём.

Длина подседельной трубы, она же общая высота рамы (seat tube length или standover height) измеряется в дюймах. Высота рамы у современных моделей BMX-велосипедов находится в диапазоне от 7,5″ до 9”.

Длина подседельной трубы измеряется от центра кареточного узла, до центра сечения верхней трубы. Если поставить ноги на педали в горизонтальное положение, то рама с высокой подседельной трубой существенно сократит расстояние от седла до «пятой точки» пилота. Соответственно низкая рама, например 7″, будет намного ниже колен.

На более высокой раме, легче делать барспин, так как седло выше, а на более низкой тейлвип и большинство трюков, в которых необходимо снимать ноги с педалей или уводить их от рамы. Высокая рама ведёт себя более стабильно на трейлах и поэтому для них предпочтительны рамы высотой более 8,5”. Наоборот низкая рама даёт больше места, чтобы поджать седло при банихопе.

 

Правильно подобранная геометрии рамы облегчает выполнение трюков

Фото Red Bull

Колёсная база (wheel base) измеряется от центра оси переднего колеса, до центра оси заднего колеса. Этот показатель скорее наглядный, так как складывается из большого количества составляющих. На величину колёсной базы влияет: выбег вилки, угол рулевой, длины верхней трубы и нижнего пера. Короткая база делает велосипед более манёвренным и вёртким, длинная более стабильным.

Выбирать раму только по цифрам и градусам — не самый разумный подход. Многое зависит от индивидуальных предпочтений, роста, ощущений при катании. Тем не менее, понимание геометрии рамы, взаимного влияния её элементов, позволит лучше выбрать велосипед и немного расширит кругозор. Что тоже неплохо.

 Текст: Николай Тишкин, Егор Гаманюк, Игорь Шичкин

Выражаем благодарность компании Hellride за помощь  подготовке материала

 

Список терминов:

BB height, BB высота каретки bridge перемычка между верхними перьями chainstay length длина нижних перьев chainstay нижнее перо down tube нижняя труба headtube angle, HA угол рулевого стакана seat tube angle, SA, ST угол подседельной трубы seat tube length общая высота рамы seat tube подседельная труба seatstay верхнее перо standover height общая высота рамы top tube length ростовка top tube, ТТ верхняя труба wheel base колёсная база

 

Источник:
0
3146
+2
Нет комментариев. Ваш будет первым!