Как заниматься велоспортом, невзирая на диабет
На данный момент около около 10% населения мира страдают от диабета. Ученые все еще пытаются разобраться, в чем здесь причина (определенно, диета и стиль жизни играют большую роль), но одно знают наверняка: состояние многих довольно сложное, и ситуация будет ухудшаться.
Если смотреть на проблему изнутри, диабет – это состояние энергетического кризиса человека. Тип 1 развивается, когда организм не в состоянии вырабатывать инсулин, гормон, контролирующий сахар в крови. Тип 2 – когда организм вырабатывает недостаточное количество инсулина, или вырабатываемый инсулин не работает должным образом. Инсулин управляет уровнем глюкозы в крови путем перемещения полученного сахара к клеткам; без него это топливо остается в крови и повреждает органы и ткани. Без лечебного вмешательства это может привести к летальному исходу.
К счастью, диабетики могут использовать фармацевтический инсулин для имитации природных процессов в организме. Но это лишь для равновесия: им необходимо осторожно синхронизировать инсулиновые инъекции и уровень сахара в крови, исходя из их питания и физической активности.
И можно себе представить, насколько это становится проблемой в повседневной жизни – не говоря уже о занятиях спортом. Однако, при правильном поведении, с этой проблемой можно справляться. Мы попросили совета у успешных велосипедистов, и они поделились своим жизненным опытом в борьбе с диабетом, включая участие в профессиональных велогонках. И вот что они рассказали нам.
Составьте программу
Первый шаг в борьбе с диабетом – тесная работа с профессионалом в области медицины для составления плана ваших занятий велосипедом и постановки целей. Эта стадия не подлежит обсуждению: у всех страдающих от диабета разная степень сложности этой болезни, поэтому ваш подход должен быть подобран специально под ваши личные потребности. Найдите врача, который понимает, сколько вы катаетесь и цели ваших занятий.
«Во многих случаях другим спортсменам кажется, что спортсмены-диабетики одинаковы в своих потребностях относительно питания и занятий» - говорит 50-летний Уил Гибсон из команды Novo Nordisk, у которого диабет второго типа. «Но мы должны всегда своевременно проверять уровень глюкозы в крови и быть готовыми принять пищу либо медикаменты».Ваш врач может помочь вам составить план-график, включая наиболее подходящее время для тренировок, как следить, управлять постоянно изменяющимся уровнем глюкозы. «Я ходил к одному физиотерапевту несколько лет подряд, и он хорошо осведомлен о моем плотном графике тренировок», говорит Гибсон. «Мы вместе разработали план поведения специально под меня. Провожу ли я на велосипеде один час или пять, независимо от этого я всегда готов принять необходимые меры и поддерживать максимальную производительность», говорит он.
«Как только у вас будет план, не торопясь начинайте программу» - говорит Мэтт Вогель, вице-президент по вопросам маркетинга и медицины команды Novo Nordisk.Чтобы понять, как ваш организм реагирует, вам придется пережить этап проб и ошибок.
Экипируйтесь
Помните, что это состояние требует тщательной калибровки. Т.е. само-наблюдения. Райдеры с диабетом отслеживают уровень сахара в крови до, во время и после занятий, используя глюкометр или непрерывный мониторинг глюкозы (НМГ). Для оптимальной производительности они должны поддерживать уровень сахара в необходимых для достижения цели пределах.
«Для НМГ необходим рецепт, но если вы катаетесь постоянно – особенно, на длинные дистанции или в гонках – он очень полезен» - говорит Морган Паттон Браун, которая участвует в гонках команды Colavita/Bianchi p/b Fine Cooking. «НМГ измеряет количество глюкозы в тканевой жидкости каждые 5 минут и отправляет данные на приемник, который многие принимают за пейджер, т.к. он так и выглядит» - говорит она. «В этом случае я постоянно вижу, в какую сторону отклоняется сахар в моей крови, что является ключевым моментом для соревнующегося спортсмена».Также НМГ включает сигнал, если считанные показатели критически высокие или низкие. Если вы используете инсулиновую помпу, существуют системы, которые позволяют подсоединить ее к НМГ, и вам не нужно будет вручную вводить в помпу программу, а лишь будете получать последовательную регулировку. Данные с НМГ могут быть загружены на компьютер или смартфон и отправлены вашему врачу или тренеру.
«Реальность велосипедиста в том, что идеальной системы не существует; вы просто должны научиться жить с этим», говорит Райан ДеУолд, президент Команды Skyline. «У меня есть дозиметр Dexcom, наклеенный мне на руку, и помпа Omnipod на животе», говорит он. «Но эти устройства могут быть более мудреными для велосипедистов, у которых меньше подкожного жира для втыкания иголок. Но это требует некоторой практики. Вы также учитесь управлять своими чувствами».«Вам необходимо будет наполнять карманы другими предметами первой необходимости» - говорит Вогель. «Я также ношу НМГ, глюкометр, мед.препараты, еду, воду, медицинский ID браслет, мобильник и кошелек». Даже со всеми этими дозиметрами и считывателями данных важно помнить, что управление диабетом – не точная наука, говорит Вогель. «Каждый день все по-разному, и, соответственно, отношение к диабету может отличаться» - говорит он. Чтобы определить тенденции и научится наилучшим образом реагировать, Вогель предлагает старомодный способ ведения журнала. «Я веду журнал и записываю в него все, включая показания глюкозы в крови, принимаемые медикаменты, принятие пищи и упражнения».
Будь последовательным и прилежным
Всегда хорошо иметь режим дня, особенно тем, кому приходится справляться с диабетом. «Я посвящаю как минимум час в день занятиям, семь дней в неделю», говорит Гибсон, который считает частью диабетической программы поддержание общего состояния организма посредством подбора упражнений, которые можно выполнять без спортзала или специального оборудования, и поездки не нарушают его режима. «Я делаю приседания, выпады, бёрпи, подтягивания, отжимания и планку. Большинство из этих упражнений можно выполнять без какого-либо оборудования».
«Очевидно, во время тренировок и соревнований вы должны быть максимально последовательны и прилежны» - говорит Бен Дилли, профессионал из команды Novo Nordisk. «Я всегда начинаю день тренировки с основательного завтрака, поскольку диета - важная часть моей диабетической программы. Я слежу за уровнем глюкозы в крови, чтобы он был оптимален для занятий, таким образом, я могу сосредоточиться на специальных дневных упражнениях» - говорит он. «Во время тренировок я слежу за тем, чтобы не было обезвоживания и употребляю необходимую пищу. Также проверяю уровень глюкозы при помощи НМГ. Если мне понадобится, я использую инсулин и еду, чтобы достичь оптимального уровня глюкозы. После занятий я обязательно ем что-то восстанавливающее, чтобы на следующий день снова быть способным к занятиям».Все велосипедисты согласятся, что к трем фазам велотренировки необходимо относится с особенным вниманием. А именно:
Перед выездом
«Для меня подготовка к райду является ключевым моментом», говорит Браун. «Конечно, я стараюсь не есть непосредственно перед началом райда, чтобы какой-нибудь активный инсулин не спровоцировал гипогликемию».Если вы принимаете инсулин, Клиника Mayo рекомендует протестировать ваш сахар в крови за 30 минут до занятий и предлагает узнать вашу готовность посредством следующих соотношений (в миллиграммах на децилитр (мг/дл) или миллимолях на литр (ммоль/л):
Ниже 100 мг/дл (5,6 ммоль/л): уровень сахара в крови, вероятно, слишком низкий для безопасных занятий. Съешьте немного углеводо-содержащей пищи перед началом поездки. 100 до 250 мг/дл (5.6 до 13.9 ммоль/л): для большинства райдеров это зеленый свет, можно беспрепятственно начинать кататься. 250 мг/дл (13.9 ммоль/л) или выше: Будьте осторожны. Прежде, чем прыгать в седло, проверьте мочу на кетоны, которые ваш организм использует для переработки жира в энергию. Лишние кетоны означают, что вам не хватает инсулина, чтобы контролировать сахар в крови, и могут сделать поездку опасной. Отложите поездку до нормализации уровня сахара. 300 мг/дл (16.7 ммоль/л) или выше: сахар у вас, вероятно, слишком повышен для безопасного райда. Отложите поездку до нормализации уровня сахара.
У всех велосипедистов разная предзаездовая еда, но у большинства она значительно проще, чем можно себе представить.
«Я не соблюдаю никаких строгих диет или программ питания как таковых, но у меня есть свои личные варианты закусок на скорую руку», говорит Дилли. «Для меня самый обычный завтрак перед заездом – это тарелка мюсли, иногда столовая ложка арахисового масла или кленового сиропа».Во время райда
Вот здесь пригодится НМГ. Вы можете наблюдать за уровнями сахара во время поездки, питья и перекуса. Если уровень сахара в крови выходит из-под контроля, вы можете исправить это введением инсулина, если он слишком высок, и съев или выпив что-нибудь углеводосодержащее или приняв таблетку глюкозы, если он слишком низкий.
«Во время тренировок и заездов я слежу, чтобы при мне всегда был мой диабетический минимум и еда. Я сосредотачиваюсь на том, что делаю во время тренировок, и стараюсь делать это вплоть до дня заезда», говорит Мэнди Маркардт, участвующая в женской команде Novo Nordisk. «У меня всегда с собой бутылка воды и бутылка Nuun, в которую я иногда добавляю немного карбогидрата. Для перекуса я предпочитаю протеиновые жевательные батончики, лучше с ореховым маслом или с темным шоколадом. Я не всегда могу контролировать свои волнения по поводу дня заезда, и из-за этого может изменяться уровень глюкозы в крови. И поэтому мне необходимо всегда быть наготове, чтобы скорректировать эти показатели».
«Я уже понял, что мне нужно около 20 г углеводов на каждую единицу инсулина, чтобы продолжать ехать в полную силу» - говорит ДеВальд. «Но могут быть изменения, если я гоняю каждый вечер. Тогда это 30 г на каждую единицу». Он также управляет помпой, и инсулин поступает в кровь за 30 минут до заезда, поэтому проблем с сахаром в крови нет в течение какого-то времени в ходе гонки, но система не идеальна. «Я ношу с собой натуральные батончики, а также быстро растворимый сахар в кубиках на случай, если он сильно понижен, и бутылку простой воды, если повышен».
Восстановление после райда
Всем велосипедистам, включая диабетиков, необходимо восстанавливать запасы гликогена в мышцах после тяжелого заезда. Для не-диабетиков это просто получение углеводов и белков, а также восполнение запасов воды в организме, а метаболизм сделает остальное сам. Диабетикам же этот процесс необходимо контролировать.
«Я обычно принимаю одну или две единицы инсулина сразу, как только спешиваюсь после заезда», говорит ДеВальд. «Затем я делаю после-райдовый перекус, который состоит из пропорций углеводов с белками 4:1 соответственно».
«Нужно ухитряться избегать гипогликемии еще несколько часов после тренировки или заезда – даже посреди ночи», говорит Браун. «Мне легче, когда я ношу НМГ, т.к. он трезвонит мне, если сахар снижается или повышается».Вообще, весь смысл состоит в балансировке, говорит Браун. «У меня ушли годы на то, чтобы приловчиться к этому, и мне, конечно, постоянно есть, о чем думать, и будет – до конца жизни… или пока не изобретут лекарство».