Советы от диетологов Тур де Франс
На гонках в несколько этапов, как Тур де Франс, велосипедисты стараются не просто проехать удачно один из этапов, а пытаются показать себя в лучшем свете на протяжении всего мероприятия, отдыхая только по ночам. И если при этом большую роль играют массаж и правильное обслуживание велосипеда, то еда и питьё ещё более важны. Велосипедисты должны заправляться как во время каждого этапа, так и между ними. Выбор пищи уже не ограничивается углеводами: за последние несколько лет питание стало более разнообразным, с содержанием множества витаминов и минералов, лучшего качества.
Все диетологи, с которыми мы пообщались, говорили, что спортсмены Тура обычно потребляют от 7000 до 8000 калорий в день – в три раза больше, чем нужно велосипедисту в период восстановления. И раз уже для нас, простых смертных, негоже питаться точно так же, как участникам Тура, некоторые диетологи дали несколько советов, как почувствовать себя профессиональным спортсменом.
Качество играет роль. "Нужно представить, что велосипедисты – это машины Формулы 1,” поясняет Никки Штробель, диетолог австралийской команды Orica-GreenEdge. «Чем качественнее используемое топливо, тем лучше результат». Это может звучать странно, поскольку многие считают, что велосипедисты объедаются хлебом и пастой, но Штробель поясняет, что основные принципы питания профессиональных велосипедистов сильно изменились за последние годы. Главное изменение, по его мнению, заключается в отказе от «иглы» и от инъекций витаминов во время заездов. «Поэтому вместо употребления мучных продуктов из белой муки велосипедисты должны употреблять витамины в таблетках или качественную хорошую пищу», говорит он. И вот тут принимаются за работу диетологи. «Неправильная еда не даст вам ничего хорошего», поясняет Юдит Хаудум, диетолог американской команды BMC. «Осознанность в велоспорте становится неотъемлемой частью – нужно постоянно думать о том, что вы едите».
Время решает всё. Восполнение запасов гликогена после поездки посредством восстанавливающих напитков или выполняет довольно обширную работу в организме, помогая вам подготовиться к следующему заезду и сохраняя ваше здоровье. «Нужно ограничить стресс иммунной системы, употребляя правильную пищу в правильных количествах в правильное время. Как например, после заезда, в первый час, для иммунной системы важно, чтобы вы что-нибудь съели», поясняет Хаудум. «Если вы этого не сделаете, вы сильно ослабеете».
Завтрак должен быть плотным. Если вы выезжаете на целый день, начните день с правильного завтрака. Для участников Тура это значит большое количество углеводов – и быстрых, и медленных – плюс немного белка. «Они едят кашу с бананами или с сухофруктами», говорит Хаудум. «Затем они съедают тарелку пасты или риса. Затем что-то протеино-содержащее, омлет, например, или два яйца. Также они пьют эспрессо – кто-то без кофеина, кто-то обычный».
У команды Orica-Green Edge есть простой план питания. «Он довольно стандартный по сравнению с тем, что едят большинство людей», говорит Штробель. «У нас несколько видов каш и свежего хлеба каждое утро, плюс яйца, хорошие свежие соки, а некоторые едят еще дополнительно рис или пасту для запаса углеводов. Это всё, чем вы могли бы позавтракать дома, только в бОльших количествах».
Заправляйтесь правильно на длительные поездки. «В процессе езды велосипедисты съедают около 90 грамм углеводов в час, около 360 калорий», говорит Хаудум. «Это тот максимум, который может переработать организм: большее количество не сделает вам лучше». Поэтому Хаудум советует составить план питания прежде, чем отправляться в поездку – и придерживаться его. «Если вы совершаете длительный заезд, вам стоит знать, сколько еды нужно вам в час, чтобы постоянно оставаться в тонусе», говорит она.
Выбирайте сами. Как Хаудум, так и Штробель говорят, что они разрешают спортсменам выбирать способ получения калорий – напитки, гели или батончики. «Некоторые любят только напитки, а некоторые могут чередовать питье с едой», поясняет Штробель. «Это очень индивидуально. Некоторые считают, что гели плохо влияют на желудок, другим не нравится подслащённая вода». Экспериментируйте и найдете подходящий для вас способ.
Пейте даже через силу. Вопрос о необходимом количестве жидкости также индивидуален – так говорят все диетологи. Это зависит от погодных условий, от длительности поездок, уровня потливости и многих других факторов. Хаудум отмечает, что когда в поездке появляется беспокойство, велосипедисты перестают пить, и в этом проблема. «Иногда гонка бывает настолько напряженной, что становится не до питья, ты забываешь обо всем и фокусируешься на гонке. Бывает, что на протяжении нескольких часов они не выпивают ни бутылки воды», говорит она и советует поддерживать высокий уровень употребления жидкости.
Считайте калории за ужином. Вечерний прием пищи – единственный шанс для многих велосипедистов отдохнуть, поболтать с друзьями, а также принять некоторое количество белка перед наступлением ночи. «Многие из них любят покушать вечером побольше мяса, яиц или рыбы», говорит Штробель. «Многие все же употребляют углеводы, и некоторые пытаются есть больше жирной пищи для восполнения потраченной за день энергии. Это сбалансированная диета по сравнению с тем, что было раньше. Теперь они едят нормальную еду, только в больших дозах».
«Заправляйтесь» в выходной день. После окончания тяжелого тренировочного блока или в выходной день очень греет мысль о том, что тебе не нужно впихивать в себя калории. Но Хаудум поясняет, что в выходной день так же важно «заправляться», как и в любой другой. «Я часто вижу, что велосипедисты едят недостаточно», говорит она. «Им не нужно есть столько, как в день 5-часового заезда, но некоторые настолько снижают уровень углеводов, что не готовы к заезду на следующий день. Им все равно нужно пополнять запасы гликогена и «заправляться на завтра». И хотя нужно избегать злоупотребления, не лишайте себя углеводов совсем, особенно если на следующее утро вам отправляться в поездку.
Отказаться от выпивки. Если вы начинаете сезон большого велоспорта, самое время вам отказаться от любой выпивки. Именно так и поступают профессионалы ВМС. «Никакого алкоголя во время Тура, и даже за неделю до него», говори Хаудум. «Может быть, если вы выиграете один из этапов или получите жёлтую майку, вы можете позволить себе бокальчик за ужином». Нет майки – нет вина.