Аэрошлем – покупать или не покупать?
Стоит ли тратиться на аэродинамический велосипедный шлем? Мы проверим все моменты, которые могут повлиять на ваше решение. Все дело в поставленных целях в дни катаний. Есть теория: ставьте маленькие цели во всём, и эти маленькие цели приведут вас к большой победе.
А насколько важной сейчас является для вас цель, достижению которой поможет замена стандартного велосипедного шлема на аэродинамичный шлем?
Заявки на успех
Бренды часто делают заявления по поводу количества времени, которое вы сэкономите при замене обычного шлема на аэрошлем их производства.
Например, Smith говорят, что их шлем Overtake сэкономит вам около 25 секунд на 40-км по сравнению с не-аэро Giro Aeon при скорости 40 км/ч (Smith, по-видимому, имеют ввиду, что велосипедисты в шлемах Giro Aeon едут слегка медленнее, чем 40 км/ч, с той же прикладываемой силой, что и такие же велосипедисты в шлемах Overtake со скоростью 40 км/ч).
С другой стороны Луи Гарно в рекламном листе к шлему Course заявляют, что 70кг велогонщик на 9,1-килограмовом велике проезжает 40 км за 53:20 минут в обычном дорожном шлеме, при этом велогонщик в аэрошлеме проезжает ту же дистанцию за 51:22 минут (с той же прикладываемой силой), и за 50:40 мин в Course от Луи Гарно.
Другими словами, согласно Луи Гарно, замена обычного дорожного шлема на Course сэкономит велосипедисту 2 минуты 40 секунд по такому сценарию. Это огромное количество времени!
У Specialized есть так называемый ими «Победный Тоннель» – собственный аэродинамический тоннель компании в главном офисе в Калифорнии. Вы, возможно, видели их короткое видео о том, какой аэро эффект имеют борода или побритые руки.
Specialized сравнили сопротивление стандартного шлема Prevail, аэрошлема Evade (ниже) и S-Works TT в своем тоннеле и пришли к выводу, что замена Prevail на Evade экономит 40 секунд на 40 км. Переход от Evade к S-Works TT экономит еще дополнительно 20 секунд, но вы не будете использовать один из них для стандартной шоссейной гонки.
Тестирование проводилось на тайм-триал байке. На шоссейнике результаты, вероятно, были бы другими. Specialized утверждают также, что на 40 км Evade экономит 46 секунд по сравнению со стандартным дорожным шлемом.
При какой скорости? Посмотрите это видео, чтобы понять, почему Specialized считают, что время экономии будет приблизительно одинаково при любой скорости велосипедиста.
Specialized также утверждают, что профессиональный велосипедист, вырабатывающий мощность 1000 Ватт в 200-метровом спринте, в шлеме Evade финиширует с разницей в 2,6 метра по сравнению с велосипедистом в шлеме Prevail на тех же условиях.
Циники посчитают, что Specialized нарочно преувеличивают достоинства Evade, однако S-Works Prevail и S-Works Evade стоят столько же – 190 евро, – поэтому, вероятно, выгоды этим они не преследовали.
А в реальности
Дейв Аткинсон, испытывал аэрошлем Giant Rivet в шоссейном заезде, чтобы выяснить, помогает ли его наличие набрать большую скорость по сравнению с использованием стандартного шоссейного шлема.
Со слов Дейва. “Вот график моих поездок в Giant Rivet и в стандартном шлеме для сравнения Scott ARX Plus. Я использовал набор Garmin Vector 2 pedals для измерения мощности, а разбег мощности от 150 Вт в среднем на 1,5 км до 270 Вт.
График отображает мощность (Вт) по оси Х (горизонтальная) и км/ч по оси Y (вертикальная).
«О чем говорят цифры? Линия Rivet над линией Scott, и в зависимости от того, в какой момент вы измеряете изменения, вы наблюдаете 10 Вт разницы выше или ниже. В другой раз будет 2-3 секунды на круг».
Вентиляция
У многих аэрошлемов в прошлом не было вентиляции. Производители делали каркас гладким, чтобы минимизировать сопротивление и при этом удерживать воздух.
Когда Ash проверял BBB Tithon, например, он сказал, что вентиляции в нем не наблюдается, а Дейв сказал, что шлем The One от Bolle был слишком горячим при закрытых отверстиях.
Однако, многие аэродинамические шоссейные шлемы последнего поколения имеют достойную вентиляцию. Giro Synthe, Kask Protone и Louis Garneau Course дают ощущение обычного шоссейного шлема из-за количества воздуха, вентилирующего вашу голову.
Bontrager говорят, что при создании аэрошлема Ballista они создали термальный макет головы, чтобы оценить температурное воздействие разных шлемов. Макет был покрыт 36 термальным элементами для определения охлаждающих свойств разных дизайнов и это позволило бы Bontrager создать наиболее эффективную форму и расположение отверстий.
В результате Ballista остановились на трёх отверстиях спереди по центру специальной формы, втягивающей воздух. Внутри встроены каналы, предназначенные для распределения воздуха по всей площади шлема и над головой, а отверстия сзади разработаны таким образом, чтобы воздух легко выходил, не увеличивая аэродинамического сопротивления.
Несмотря на то, что он выглядит так, будто у него недостаточно вентиляции, Ballista очень удобен в использовании, и не сильно отличается от обычного дорожного шлема.
Еще один вариант – использовать Bell Star Pro с бегунком (выше) в верхней части, позволяющим открывать отверстия для большего охлаждения и закрывать их для улучшения аэродинамических свойств.
Lazer применяют разные подходы со шлемом Z1. Бельгийский бренд предлагает вам использовать Aeroshell (выше), и, в зависимости от приоритетов в определенный момент, снимать его или надевать, чтобы обеспечить лучшее охлаждение либо аэродинамику (либо защиту от погодных условий) соответственно.
В Infinity от Kask, похоже, что вентиляция легко включается / корректируется при помощи задвижной центральной панели. Её легко сдвигать на ходу вперед и назад, хотя на ней нет маленького рычажка, как на шлеме Bell.
Cannondale сделали что-то похожее в своем Cypher Aero.
Как правило, аэродинамические велошлемы немного теплее, чем стандартные шлемы. Если вы страдаете от излишних перегревов во время заездов, то и в таком случае вы найдете большое количество вариантов аэро дорожных шлемов.
Вес
Вот подборка аэрошлемов, «на скорую руку» так скажем, с указанием веса каждого из них (это величины веса согласно нашим данным, а не заявлениям производителей).
Bontrager Ballista 266 гGiro Synthe 223 гLouis Garneau Course 297 г Kask Protone 250 гBell Star Pro 300 г Spiuk Obuss 307 г BBB Tithon 280 г Bolle The One 340 г Cannondale Cypher Aero 285 г Kask Infinity 265 гGiant Rivet 299 гGiant заявляли, что вес нового аэро шлема Pursuit, впервые увиденного нами на Тур де Франс, не превышает 250 г.
Считается, что вес аэрошлемов немного тяжелее стандартных шлемов по той же цене, но не намного, и бывают исключения.
Цена
Аэрошлемы никогда не были дешевыми. Стоимость Kask Infinity – 260 евро, например, а Giro Synthe – 240 евро, и, как указано выше, S-Works Evade Team от Specialized – 190 евро. Однако, сейчас существуют менее дорогостоящие варианты. Цена Bontrager Ballista – 155 евро, Spiuk Obuss – 120 евро, а BBB Tithon – 95 евро.
Безопасность
Аэрошлемы и стандартные шлемы, несомненно, созданы для соблюдения одинаковых стандартов безопасности.
Так всё же, покупать мне аэрошлем?
Большинство аэрошлемов слегка тяжелее и немногим менее вентилируемы, чем стандартные шлемы, и они обычно более дорогостоящие.
С другой стороны, лобовое сопротивление будет слегка ниже. Это – одна из целей, но она может всё кардинально изменить, если вы собираетесь попытать свою удачу в гонке и вырваться вперёд.