ВелоКубань

Велошлем

Использование велосипедного шлема, как у нас, отчего-то сложилось в России, считается едва ли не постыдным делом. А вот в развитых странах за поездку на горном велосипеде без шлема можно получить серьезный штраф. Считаю, что это совершенно оправдано.

Хотя ношение велосипедного шлема не является обязательной мерой, по-прежнему настоятельно рекомендуется придерживаться этой меры безопасности. Падения или столкновения, независимо от уровня и стиля Вашей езды на велосипеде, могут случиться с каждым. Шлем является очень важным элементом безопасности и может предотвратить серьезные последствия травм, и просто спасти Вашу жизнь.

«А я и не собираюсь на своем велике гонять по кочкам и скакать по горам!» — скажет кто-то. Однако колеся по дорогам, пусть даже очень ровным, мы подчас подвергаем себя куда большей опасности, чем во время экстремальной езды. Велосипедистам необходимо помнить, что  они не единственные участники дорожного движения. Поэтому даже при медленной поездке по городу всегда есть риск. Если вы вдруг попадете в аварию, то велосипедный шлем сохранит вашу голову, так как он предупреждает травмирование головы до 80%, согласно исследованиям.

Основные составляющие любого велосипедного шлема это:

прочный корпус снаружи из фибергласса или пластика, иногда армированного металлической сеткой;ударопоглощающий слой из пенопласта или других материалов: именно в нем образуются трещины при ударе; мягкие вставки для удобной посадки на голове.

Чаще всего шлем предназначен на один серьезный удар. Энергия удара в значительной степени поглощается шлемом, вызывая его деформацию или разрушение (трещины), при этом в идеале вы можете даже не сразу понять, что приложились головой. Большинство шлемов после этого требуют замены, о чем производители предупреждают на наклейке внутри или в прилагаемом руководстве. Некоторые шлемы (обычно не из дешевых) допускают повторное использование (multi-impact), о чем также вас оповестит производитель. Однако ни один шлем не может быть бесконечно прочным, чтобы после любого удара он мог служить дальше.

Выбор размера

Размеры шлемов указываются как "53-56см", что соответствует минимальному и максимальному обхвату головы. Чтобы узнать Ваш размер, нужно просто обернуть портновский метр вокруг головы так, чтобы спереди он проходил на пару сантиметров выше бровей (примерно в середине лба), а сзади охватывал наиболее выступающую затылочную часть и снять замеры.

Шлемы для катания на гибридных и городских велосипедах, как правило, имеют относительно круглую форму, а также оснащены множеством вентиляционных отверстий. Убедитесь, что шлем можно мыть целиком, или по крайней мере его внутренние, съемные части. Также проверьте, что шлем соответствует стандартам качества.

Когда Вы определили размер Вашей головы, осталось только обратить внимание на некоторые характеристики шлема: наличие и количество вентиляционных отвертстий, возможность и способы мытья шлема, соответствие стандартам качества, вес шлема. Шлемы для езды на шоссейных велосипедах, как правило, легкие и имеют аэродинамическую форму.

Шлемы для горных велосипедов очень похожи на шлемы для городских и гибридных велосипедов; они также должны иметь много вентиляционных отверстий, должны быть сертифицированы и должны быть легкими. Шлемы для горных велосипедов могут иметь элементы защиты от дождя, солнца и грязи.

Если Вы предпочитаете кататься на горных велосипедах с прыжками, экстримальными спусками и т.д., то очень важно быть экипированным специализированным шлемом. Шлем для фрирайда на велосипеде похож на шлем для мотокросса(но менее тяжел) и полностью защищает голову велосипедиста от повреждений(включая челюсть). Падения в фрирайде на велосипеде могут быть очень серьезными и травмоопасными, поэтому важность экипировки подходящим шлемом очень велика.

Существуют два типа шлемов для катания на велосипедах BMX: шлем, как для мотокросса(он полностью защищает голову велосипедиста); и шлем "чаша", который по форме напоминает чашу. Шлем "мотокросс" защищает лучше, но более громоздкий(больше вес, меньше видимость). Он обычно используется велосипедистами в дисциплинае "BMX гонка". Шлемы «чаши» используются при катании на велосипедах BMX в городе и скейт-парках.

Как правильно надевать шлем

Шлем должен плотно прилегать к голове велосипедиста, свободного пространства не должно быть. Шлем должен надежно охватывать как верхнюю часть лба(на несколько сантиметров выше бровей), так и затылок. При падении только шлем должен принимать удар.

Ремешок шлема не должен быть затянут слишком туго(голова должна свободно поворачиваться не испытывая дискомфорта) и неслишком слабо(ремешок должен плотно фиксироваться на подбородке) . Чтобы убедиться, что гарнитура правильно настроен, повернуть голову слева направо и сверху вниз: ни шлем и ремень не должен двигаться или мешать вам.

После надевания обязательно застегивайте(зафиксируйте на голове) шлем. Одетый, но незафиксированный шлем может быть причиной более опасных ситуаций, чем его отсутствие вообще. Для полноценной защиты головы велосипедиста шлем должен быть зафиксирован корректно.

Слишком слабо зафиксированный шлем теряет свою эффективность защиты и может быть причиной серьзеных травм при падениях или столкновениях. В свою очередь слишком туго зафиксированный шлем может затруднять дыхание велосипедиста и также быть причиной серьзеных травм при падениях или столкновениях.

В общем, главное – чтобы в велошлеме было удобно, это основной параметр его выбора. Не стоит покупать шлем который неудобно на вас сидит, даже если кто-то очень рекомендует и расхваливает данную модель. Ну и не конечно же не экономьте на своей безопасности, не используйте внешне целый шлем после серьезного падения.