ВелоКубань

Выбор велосипедной рамы

Велосипедная рама, по сути, является чуть ли не главной частью велосипеда. Именно она будет держать ваш вес и именно на нее будут крепиться все остальные комплектующие вашего байка. Поэтому, к процессу выбора рамы следует подходить очень серьезно, особенно начинающим велосипедистам.

В конструкции велорамы важно всё – геометрия, материалы, параметры сечения труб, качество сварки. Велосипедная рама должна быть прочной, достаточно лёгкой, ну и немаловажным для нас фактором является и ее цена.

Размер рамы

Одним из важных параметров при выборе велосипеда является размер рамы. Размер рамы - это размер ее трубки от подседельного штыря до центра каретки (крепления педалей). Существуют специальные формулы, которые позволяют вычислить оптимальный размер под каждого человека, но даже ориентируясь на базовые параметры, вы можете подобрать для себя оптимальный велосипед.

H — высота рамы, α — угол наклона рулевой колонки, В — плечо устойчивости, L — база велосипеда, L1 — длина шатунов, H1 — высота седла, D — наружный диметр колеса, h — Дорожный просвет , P — высота руля.

Одна из самых важных характеристик рамы – ее высота (H). Высотой называется расстояние между кареткой и верхним срезом подседельной трубы.

Другим важным параметром является база (L) велосипеда — расстояние между центрами велосипедных колес. Чем короче база, тем более поворотливым оказывается велосипед.

Еще один важный параметр – дорожный просвет (h) — наименьшее расстояние между поверхностью земли и велосипедной педалью. Чем больше дорожный просвет, тем более высокое препятствие можно преодолеть на велосипеде, не рискуя задеть за него педалью.

Чтобы избавить покупателя от лишних цифр, производители вводят понятие «размер велосипедной рамы», в который включают множество параметров.

Сегодня почти все велосипедные рамы выпускаются в целом ряде размеров. Их может быть от двух-трех для простых прогулочных велосипедов, до десяти и более у шоссейно — гоночных велосипедов классической геометрии. Маркировка размеров велорам бывает как цифровая (в дюймах или сантиметрах), так и буквенная.

Размер рамы в дюймах Ваш рост в см Размер рамы в см Размер рамы, условн.ед. 13" 130 - 145 33 XS (XSmall) 14" 135 - 155 35,6 XS (XSmall) 15" 145 - 160 38,1 S (Small) 16" 150 - 165 40,6 S (Small) 17" 156 - 170 43,2 M (Meduim) 18" 165 - 178 45,7 M (Meduim) 19" 170 - 180 48,3 L (Large) 20" 178 - 185 50,8 L (Large) 21" 180 - 190 53,3 XL (XLarge) 22" 185 - 195 55,9 XL (XLarge) 23" 190 - 200 58,4 XXL (XLarge) 24" 195 - 210 61 XXL (XLarge)

Геометрия

Помимо своего размера, все велосипедные рамы отличаются еще и своей конструкцией (геометрией).

Внедорожные

Хардтейл – типичная рама горного велосипеда без заднего амортизатора. На нее чаще всего уже можно установить дисковый тормоз, багажник, колесо с широкой покрышкой, есть крепления под фляги. Рекомендация: как выбрать горный велосипед.Софтлейн – необычная рама для езды по бездорожью. Амортизация происходит за счет упругих задних перьев. Она не подходит для прыжков, но с неровностями дороги справляется.Двухподвес – на раме установлен задний амортизатор. Есть множество его конструкций – начиная от двухподвесов для МТБ и заканчивая даунхиллом. Багажник установить нельзя, креплений для фляги мало.Горный тандем – в отличии от классического дорожного рама рассчитана под установку передней амортизационной вилки и широкой резины.

Дорожные

Городской велосипед – рама рассчитана на высокую посадку, имеет крепления для заднего багажника и корзины на руль, но не рассчитана под дисковые тормоза за редким исключением.Шоссейный велосипед – геометрия спланирована под низкую посадку для хороших аэродинамических свойств. Подобная рама обладает хорошим накатом, двумя или тремя креплениями под велофлягу. Багажник зачастую установить нельзя.Циклокросс – просветы в перьях рассчитаны под более широкую резину, посадка – для маневренной езды. Обычно есть крепления под багажник и, разумеется, фляги. По этой причине их частенько используют для туризма.Туринг – турингом считается классический велосипед для дальнобойных путешествий. Наверное, 9 из 10 кругосветных велопутешествий было совершено на турингах. Идеальное соотношение обтекаемости и удобства посадки для спины и рук, возможность установки любых колес, переднего и заднего багажника, множества фляг и разных других плюшек.Тандем – ну здесь всё ясно, все видели велосипеды для езды вдвоем, а то и втроем.

Кроме этих вариантов, есть еще рамы для экстремальных дисциплин, например, триала и BMX. А также разные круизеры, рекумбенты, у которых посадка лежа, педали находятся на уровне головы.

Из чего

Велосипедные рамы изготавливаются в большинстве случаев из металлических сплавов. Это сталь, сплавы на основе алюминия, титана и магния. Еще один материал — карбон, является углепластиком, поэтому его стоит рассматривать отдельно.

Важнейшая характеристика металла — это жесткость, чем она выше, тем меньше металл подвержен деформации. Но она напрямую связана с плотностью, которая в свою очередь влияет на вес материала. Следовательно, чем выше жесткость металла, тем тяжелее изготовленная из него рама. Самая высокая жесткость у стали (30), затем идет титан (15−16), а ниже всего показатель у алюминия (10−11). Но это не значит, что алюминиевые рамы  не обладают достаточной прочностью.

Алюминиевая велосипедная рама

Говоря «алюминий», всегда подразумевают сплав с цинком, магнием или кремнием, иногда скандием. Сплавы бывают различными, их маркируют цифрами (6065, 7000, 7005 и так далее). Наилучшими характеристиками обладают алюминиевые сплавы с семитысячной маркой. Сплавы алюминия со скандием по характеристикам сравнимы с титаном, но их редко используют из-за сложности изготовления. Алюминиевую раму всегда легко отличить по большому диаметру труб. Но из-за малого веса материала алюминиевые рамы — одни из самых легких, алюминий применяют при создании велосипедов практически всех марок.

Плюсы алюминия: низкий вес; хорошая динамика и чувствительность к дороге; устойчивость к коррозии (но не стоит забывать, что все втулки и подшипники в любом случае изготовлены из стали, поэтому и алюминиевой раме нужен уход); у алюминиевой рамы хорошая «грузоподъемность» — выдержит велосипедиста большого веса.

Минусы алюминия: плохо гасит вибрацию; плохой накат (движение по инерции без применения ускорения); накапливают усталость, поэтому могут после длительной эксплуатации сломаться, при этом трудно поддаются ремонту. Срок службы рамы — приблизительно 10 лет.

Стальная рама

Сталь — один из самых распространенных материалов, он прост и дешев в изготовлении. Для велосипедных рам используются простые сплавы (Hi-Ten) и хромомолибденовые (Cro-Mo). При изготовлении стальных рам также часто применяется технология баттинга, но если в алюминиевых рамах она предназначена для увеличения прочности, то в стальных — для снижения веса за счет утончения рамы в местах, где нагрузка невелика. Но использование баттинга существенно повышает цену для недорогой, в целом, стальной рамы. Для увеличения прочности стальные рамы проходят специальную закалку.

На сегодня простая сталь используется только в недорогих моделях, конкурировать по характеристикам с другими материалами могут только хромомолибденовые сплавы.

Плюсы стали (Cro-Mo): относительно невысокая цена; гибкость рамы, что позволяет смягчать вибрацию и удары, а также плавно проходить повороты; хороший накат; высокая прочность и долговечность материала; хорошая ремонтопригодность.

Минусы стали: большой вес рамы; опасность коррозии; существуют ограничения по весу велосипедиста.В целом, покупка велосипеда со стальной рамой — это долгосрочное вложение денег, потому что при хорошем уходе она может служить вам долгие годы.

Титановая рама для велосипеда

Титановые сплавы, используемые для изготовления велосипедных рам, показывают отличные результаты, но имеют высокую цену. Поэтому любителями используются редко — этот материал для профессиональных велосипедистов. Но титановую раму отличает также и долговечность, что для многих является решающим критерием при покупке.

Плюсы титана: очень долговечная (срок службы исчисляется десятилетиями); устойчива к коррозии настолько, что даже не нуждается в покраске, поэтому статья «как красить велосипед» вам просто не пригодится с такой рамой. Титановая рама устойчива к ударам и царапинам, поэтому долго сохраняет привлекательный внешний вид; смягчает вибрацию и является очень прочной, поэтому идеальна для маунтин-байка; имеет небольшой вес.

Минусы титана: высокая цена и низкая ремонтопригодность. Но с учетом того, что рама обладает повышенной прочностью и в условиях непрофессионального спорта повредить ее очень трудно, остается один минус — цена.

Карбоновая рама

Карбон — это композитный материал на основе волокон углерода, связанных между собой смолой. Характеристики этого материала существенно отличаются от любых металлов, поскольку карбон имеет принципиально другое происхождение и строение.

Рамы из карбона могут быть цельные (монококовые) и составные, в которых карбоновые трубы соединены металлическими деталями. Монококовые рамы более прочные, за счет единства материала достигается большая жесткость и при этом легкость рамы. Карбон — очень пластичный материал, поэтому монококовые рамы могут иметь самую разнообразную форму. Также существуют комбинированные рамы, имеющие металлический каркас. Они обладают очень высокими ходовыми характеристиками, но содержат в себе как все плюсы и металла, и карбона, так и все минусы.

На жесткость и прочность углепластика влияет несколько факторов. Первый — это количество смолы, скрепляющей волокна: чем ее меньше, тем прочнее. Второй — это количество слоёв. Если слоев много и они расположены в разных направлениях — прочность увеличивается. На велосипеде с карбоновой рамой прыжок «банни-хоп» сделать проще, потому что такая рама легче. Карбон — единственный материал, где жесткость может увеличиваться не только в определенных местах, но и в определенных направлениях (за счет расположения волокон углерода), поэтому карбоновые рамы часто применяются в профессиональном велоспорте.

Плюсы карбона: низкий вес; прочность и долговечность (при правильной эксплуатации); возможность усиления рамы как в любом месте, так и в любом направлении; необычные формы рамы.

Минусы карбона: очень высокая цена, для непрофессиональных рам — опасность поломки при неправильном проектировании, а также неустойчивость к ударам, вследствие которых может разрушиться вся рама; опасность коррозии в металлических узлах составных и комбинированных рам, полное отсутствие возможности ремонта.

Ну, чтож... Надеюсь данная статья во многом поможет Вам определиться с выбором.)