Обслуживание велосипеда: как не нужно делать
Ремонты велосипеда на скорую руку неэффективны и чаще всего являются причинами еще больших проблем, чем были до того. Вот несколько самых больших подвохов принципа «сделай сам», которых стоит избегать.
Хотя смазка цепи растительным маслом и кажется нормальным временным выходом из ситуации (масло есть масло), но в общем-то этого делать не рекомендуется.
По истечении многих лет общения с велосипедистами, меня все так же удивляет то, какими способами люди пытаются подремонтировать свои велики. Когда кто-то заявляет: «Я отремонтировал это сам, и все, что было у меня под рукой – это скотч, растительное масло и большой молоток», – я едва не вздрагиваю.
Велосипедисты должны уметь управляться с небольшими недоразумениями, – скажем, поменять покрышки, изменить угол сидения, плотнее сжать крепление для бутылки воды – но некоторые поломки требуют более квалифицированного вмешательства.
Ниже приведем самые интересные примеры того, как велосипеды подвергаются обслуживанию самих владельцев. И хотя эти примеры кажется, что работают, но их не стоит повторять.
Смазывание цепи растительным маслом
Хотя смазка цепи растительным маслом и кажется нормальным временным выходом из ситуации (масло есть масло), делать этого все-таки не рекомендуется. Трансмиссия сотрется быстрее, чем со специально предназначенной смазкой; грязь будет накапливаться активней, и поэтому лучше оставить его для кухонных нужд.
Лучший выход: Всегда держите дома дополнительную бутылку специальной смазки для цепи и учитывайте ваши потребности перед покупкой: будете ли вы колесить по грязи и гравию? В приоритете ли для вас забота об окружающей среде? Ознакомьтесь с тем, какие бывают смазки, узнайте, что они из себя представляют и как правильно ими пользоваться.
Попытки продлить срок службы цепи, удаляя некоторые звенья при износе
Этот пункт касается фундаментального непонимания износа велосипедной цепи. Кто-то может посчитать, что износ цепи происходит только со стороны зубьев, но пины и ролики цепи со временем также поддаются износу. Цепь растягивается, становясь длиннее, вследствие чего профили зубьев на шестернях стираются.
Лучший выход: Измеряйте длину цепи (или пусть это делают в мастерской, где вы обслуживаетесь) несколько раз в год, и заменяйте ее, когда износ составляет 75 %. Это позволит кассетам и шестерням (более дорогостоящим частям) прослужить дольше и содержать переключатели скоростей в рабочем состоянии.
Использование масла вместо смазки – и наоборот
Если вы читали о том, что делают профессиональные механики с байками в сложных ситуациях, вам могло показаться, что для цепи лучше использовать густую смазку. И наоборот, у вас может быть в наличии только смазка для цепи, когда вы ставите шипы на обувь за день до заезда, вместо специальной смазки для резьбы болтов. В любом из этих случаев срок службы недолговечен, но возможно, когда вы будете вытаскивать шипы из обуви, вам нужно будет высверливать болты, а на цепи густая смазка не проникнет в звенья цепи, соприкасающиеся друг с другом.
Лучший выход: используйте правильную смазку в каждой ситуации: смазку для цепи и легкое масло — для цепей и тросов, а густую смазку – для подшипников и для того, что скреплено болтами.
Установка сидения с карбоновым при помощи смазки
Вроде бы не о чем говорить, да? Это не так. Большинство карбоновых сидений просто съезжают и опускаются, если использовать густую смазку.
Лучший выход: используйте при установке сидения пасту для притирки. Они содержат микроскопические волокна или сферы и подойдут не только для изоляции седла от рамы, но и для притирки компонентов.
Затягивание всех спиц с целью отрегулировать колесо
Вы перескакиваете от выбоины к выбоине и гнете обод. Вы возвращаетесь домой и сломя голову пытаетесь на скорую руку что-то сделать, и руководствуясь работой тормозов, начинаете затягивать спицы. Колесу это, вероятно, не слишком поможет, но спицы, несомненно, будут более затянуты.
Лучший выход: Любой из методов определения, в каком месте обод вышел из строя, подходит. Но придерживайтесь такой последовательности: найдите середину поврежденной части колеса, затем, поворачивая на четверть оборота за раз, подтяните спицы напротив поврежденной части колеса и ослабьте спицы на той стороне, где обнаружено повреждение. Постепенно прокручивайте колесо и никогда не затягивайте спицы более, чем на четверть оборота за раз, пока не приведете колесо нормальное состояние.
Быстрые способы ремонта, которые действительно работают
1. Используйте супер клей для латания порванных бескамерных шин: прочистите внутреннюю часть шины наждачкой и выдавите немного клея на месте разрыва. Когда склеется, отрежьте небольшой кусочек скотча и скрепите на месте склеивания.
2. Меняйте шины местами: используя одинаковые шоссейные шины, вы можете немного продлить жизнь задних шин, заменив задние передними шинами, а для переднего колеса купить новую.
3. Заменяйте только тросы, если гнёзда выглядят сносно (но только один раз): верьте или нет, именно гнезда сильно засоряются грязью, не тросы и кабели. Но время от времени менять тросы – это нормально. Просто убедитесь, что они новые, если вопрос в смещении или торможении.
4. Выравнивайте восьмерку на колесе, чтобы доехать домой: Вы сломали байк или сделали что-то, из-за чего колесо вышло из строя. Единственный метод – прохлопать изогнувшуюся часть колеса, положив его на землю. Ваши приятели позавидуют вашей крутости. Найдите место повреждения и положите на колено; затем потяните колесо, чтобы выпрямить обод.
5. Добавляйте немного герметика во внутреннюю камеру: У вас спустила шина, но нет ни набора пластырей (позор!), ни лишней камеры, и поездка длится лишь полчаса. Добавьте немного герметика в камеру, и поймете, что мы имеем ввиду. Оставьте камеру в шине и добавьте герметик обычным способом через клапан (20-30 мл в большинстве камер увеличиваются до 29 х 2,1). Может, это поможет вам, а может и нет. Но попробовать стоит.
6. Используйте на шипах болт из-под подставки для бутылки воды: Допустим, вы в заезде, и тут шип начинает спадать. Вы смотрите – не хватает болта. Есть большая вероятность, что вам подойдет болт, которым скреплена подставка для бутылки воды. Он может не так точно садится в шип и царапать педаль, но если резьба подошла, то вы все верно сделали – и вы выберетесь из леса. Работает также и на дороге.