ВелоКубань

Новороссийск не по трассе: по свежему следу

Новороссийск не по трассе: по свежему следу

На днях, со второй попытки, мне удалось проехать замечательный маршрут «Новороссийск не по трассе», который давно стал популярным на Велокубани. Несмотря на то, что многие проезжали его, развёрнутого рассказа на форуме не случилось. Рассказать во всех подробностях об этой поездке на самом деле сложно, настолько она переполнена впечатлениями и разнообразием пейзажей и дорог. Но всё же я попытаюсь изложить основные моменты главным образом для тех, кто решится проехать маршрут самостоятельно, то есть, без вдохновлённого руководства его автора — Сергея Ореханова (ОСВ).


Время прохождения

Сразу скажу, что езжу я не быстро и не медленно, по асфальту не больше 20 км ч, по гравийкам и грунтам и того меньше. Исходя из этого, мы с Анатолием, который ездит примерно также, выехали из города в 5 часов утра, целясь попасть в Новороссийске на позднюю электричку в 19.20. В крайнем случае была возможность сойти с маршрута практически в любой точке, так как проходит он вдоль железной дороги.

Опасаясь не успеть, мы гнали практически без остановки до пос. Михайловское, где оказались около 8.30 и остановились на второй завтрак (первый был дома). Продукты везли с собой, чтобы не привязываться к магазинам, а останавливаться в любом понравившемся месте. Остановки на еду были не более 20 минут. Фотографировать и любоваться пейзажами не пришлось, опять же, из-за неизвестности впереди.

В точке пересечения маршрута с трассой А-146 были примерно в 12.30. Дальше три с половиной (!) часа боролись с полевыми дорогами до Неберджаевской. Может кто и лось, но мне этот участок показался очень сложным. В Неберджаевской оказались в 16.00 и встал вопрос, успеем ли переехать через горы, так как я была уверена, что все трудности еще впереди. Приняли стратегическое решение ехать в течение полутора часов по треку, и если не удастся достигнуть перевала, возвращаться обратно в станицу, чтобы сесть на электричку в Баканской. Но потом я догадалась позвонить ОСВ, который заверил, что мы «спокойно успеем» выехать в Новороссийск.

Варнавинское вдхр

Долго не отдыхали, ровно через полтора часа выехали на перевал и спустились на ЖД вокзал в 18.40.


Трек и блуждания

В моем навигаторе стояла карта «Краснодар-Адыгея», предназначенная для автомобилистов, то есть, без подробностей на бездорожных участках. Трек я скачала тот, что выкладывается всякий раз в темах ОСВ «Новороссийск не по трассе». Этот трек очень приблизительный, часто не совпадающий с реальными дорогами. Особенная засада подстерегает на рисовых чеках, где по обеим сторонам канала начинаются равноценные дороги, а потом одна из них исчезает в траве.

Так случилось и с нами, когда мы выбрали неправильную дорогу и около 5 км продирались через осоку, в то время как по другому берегу канала шла прекрасная гравийка. Переплыть на другой берег, естественно, было невозможно. Этот коварный участок находится после Михайловского, где начинается магистральный сбросной канал Львовского вдхр. Развилка из трех или более дорог. Направо пойдешь — коня потеряешь и т.п. Как я уже сказала, трек в навигаторе нам здесь не помог. Но заблудиться в чеках можно где угодно.

После трассы А-146 ориентирование становится легче. Но засады не прекращаются. В Армянском трек проходит через закрытую воротами территорию. Из-за этого мы потеряли добрых полчаса, пытаясь понять, где ж тут проезд? На самом деле нужно было проехать дальше и перейти речку вброд по наезженной дороге. Но поскольку мы ехали здесь в первый раз, то попёрлись строго по навигатору через чужой огород. Спасибо, собак там не было.

Грунтовка на подъездах к Шептальскому


Качество дорог

Асфальт он и есть асфальт, его примерно половина. Движение даже в рабочий день не особенно оживлённое. Самая нудная и долгая гравийка — между Мингрельской и Варнавинской. Зато по обочинам растут красивые кусты шиповника. Серьёзно, очень красивые, яркие цветы и темная зелень. Грунтовки по дамбам хорошие, в горах — так себе. После дождей, конечно, делать там нечего. Самые плохие грунтовки — между Армянским и Неберджаевской. То есть, они ровные, без ям, но грунт какой-то рыхлый, наката никакого. К тому же постоянно вверх-вниз, какие-то тракторные следы и т.п. В общем, устали от них сильно.

Ну и конечно, пять с плюсом надо поставить серпантину на перевал, который начинается от Неберджаевского вдхр. Это просто песня, а не дорога! Идеально ровный грунт с гравием, по-моему, даже мощеная в стародавние времена. Плавный, практически незаметный подъем, тень от деревьев, живописные ущелья, воздух! Машин вообще нет, они туда не могут проехать из-за шлагбаумов.

Серпантин на перевал

Спуск начинается по какому-то г-ну, похоже, его недавно насыпали с целью выровнять дорогу. Но на самом деле только замусорили. Длится оно до самой щебеночной разработки, где ворочается тяжелая техника. Между ней надо технично проскочить. Ну а потом уж начинается настоящий, классный спуск в город по бетонке и асфальту.

Неберджаевское вдхр


Красоты и впечатления

Рекомендую этот прекрасный, хотя и нелёгкий велопоход всем, кто его еще не ездил. В поселках живут творческие люди, встречаются оригинально украшенные заборы, скамейки и огородные пугала. В рисовых чеках прячутся диковинные птицы, которых не везде встретишь. Любое сколько-нибудь живописное место оборудовано столиком со скамейками. Особенно красиво оформлен магистральный канал в с. Михайловское. Там даже деревья не ленятся белить по нескольку раз за год.

Между Варнавинской и Мерчанской есть мощный родник в виде крана, вода вполне приличная, здесь же большой стол под деревьями.
Как я уже писала, участок маршрута между Трассой М4 и Неберджаевской стоит проехать, но только один раз. Ну, на мой взгляд, конечно. Есть пара мест с красивым пейзажем, горы вырастают на краю пшеничного поля, россыпи ромашек и т.п. Но времени и сил на это уходит много. Так что в следующий раз я срежу его по трассе, пожалуй). 

Лучше вместо этого подольше посидеть на берегах Неберджаевского водохранилища! Вот это действительно красивое и приятное место! Похожее я встречала в Карпатах. Есть места, где можно спуститься к воде и полюбоваться гладью озера с различных ракурсов. Везде тень от деревьев. К сожалению, несознательные граждане часто оставляют мусор в местах отдыха. Из-за этого на водохранилище установлены шлагбаумы и машины намерены не пущать туда вовсе. Велосипедам же, как нас заверил охранник, ничего не грозит.

Вид на Новороссийск, конечно, в перевала — еще одна жемчужина этого маршрута. Много еще было восхитительных моментов, но из-за спешки мы не успели всем этим насладиться. Я благодарю Анатолия за согласие проехать со мной этот трудный путь и Сергея ОСВ за открытие и поддержку маршрута, включившего в себя все виды красот нашего края. 

На спуске в Новороссийск

8
218
+6
16:22
Как я уже писала, участок маршрута между Трассой М4 и Неберджаевской стоит проехать, но только один раз. Ну, на мой взгляд, конечно. Есть пара мест с красивым пейзажем, горы вырастают на краю пшеничного поля, россыпи ромашек и т.п. Но времени и сил на это уходит много. Так что в следующий раз я срежу его по трассе, пожалуй).
Срезав по трассе потеряется, увы, вся соль маршрута, так как его создатель ОСВ стремился максимально исключить загруженную магистраль из трека, что ему практически удалось. Данный участок действительно сложноват, но по мне весьма живописен и интересен, и, если ехать маршрут более-менее раскатанным, трудности не представляет.
0
15:25
Марта, где Ваш трек можно посмотреть и скачать?
0
23:28
Я не записывала трек. Но в ближайшее время попытаюсь его нарисовать как можно точнее.
0
12:31
Спасибо! Буду ждать.
0
21:07
Трасса М4? На Новороссийск, вроде бы, трасса называется А146. pardon М4 трасса заканчивается в Новороссийске, но со стороны Кабардинки. quiet Или что-то же поменяли на карте?!
0
22:14
О да! Сейчас исправлю
0
17:26
Марта, захватывающий рассказ! thumbsup
Про осоку особо улыбнуло laugh
Вспомнился Крошка Енот и Тот Кто wonder Сидит В Пруду )))
0
20:50
Наверное, водители с гравийки тоже прикалывались...))
+1