Всем привет!
Собираю команду на велопоход в начале апреля к отдаленным и малопопулярным местам Краснодарского края — карстовое плато Черногор и его окрестностям. Этот район Кавказа-северные склоны, еще полторы сотни лет назад населяли абадзехи, которые впоследствии были вытеснены русской армией, а земли заселялись разными народами. В долине реки Гунайка, по которой поедем, после горцев жили русские, турки, греки, армяне, что отразилось в названиях различных объектов: Боз-Депе, Гейман, Гунай, Котловина, Куша, Оренбург, Сардепе, Сеже и многих других. История региона весьма интересна, как и природа, поэтому хочется оказаться на месте событий того времени, любуясь природой вдали от цивилизации, пусть и не надолго.
Подробнее о цели путешествия можно почитать:
-плато Черногор
-Гунайка-долина гуннов?
Это поход непростой, в лучших традициях спортивного туризма!
Готовка на костре/горелках. Ночевки в палатках.
В прошлом году команда велокубани ездила на Черногор, но этот поход другого формата.
Маршрут: Октябрьский-долина р.Гунайка-Кушинка-вдоль узкоколейки до Шпалореза-плато Черногор-Черниговское-Апшеронск-Хадыженск.
Маршрут на gpsies.com — примерная нить, в итоге будет немного не так.
по дням:
1-й день:
начинаем поход с о.п. Пшиш. Задача на день: пройти большую часть долины Гунайка, пройти перевал (771 м.н.у.м) и стать за ним недалеко от пос. Кушинка.
Километраж 35 км из них 14 км асфальт. Набор высоты 800 м. Это будет самый грязный участок, много велопешки.
2-й день:
через пос. Кушинка выходим на узкоколейку и по тропе вдоль дороги пробираемся до пос Тубы и дальше до Шпалореза, оттуда непрерывный подъем до подножья г. Черногор. Поднимаемся по тропе немного по склону, там есть относительно ровный участок, становимся на стоянку.
Километраж 36 км. Набор высоты 1050 м.
Говен особо не будет, только в районе Кушинки и локально вдоль Пшехи.
3-й день:
Рано утром восхождение пешком налегке на вершину плато. Набор около 550 м.
Возможно, еще будет порядком снега.
Гуляем, возвращаемся в лагерь и выдвигаемся в сторону финиша в Хадыженск.
Километраж 88 км (30 км. щебенка, остальное асфальт). Набор высоты 820 м, много спуска — почти 1700 м.
Количество участников макс.: 10 чел.Предварительные даты: 13-14-15 апреля
Заброска туда и обратно на поездах, или личном автотранспорте.
Вариант «на поездах» для Ростова и Краснодара:
-12.04 — поезд 084С Москва-Адлер из Ростова до Туапсе 22:52-06:59
-13.04 — электричка Туапсе-Белоречка до о.п.Пшиш (08:08-09:32)
обратно
— 15.04 — поезд 140Н Адлер — Новосибирск из Хадыженска (18:13-04:45)
Вариант «на авто»:
-13.04 приезжаем на авто в Хадыженск к 07:30
— подбрасываемся электричкой 6048/6047Майкоп — Туапсе-Пасс. до о.п.Пшиш (08:21-09:03)
обратно
-15.04 возвращаемся в Ростов на авто из Хадыженска.
Важно!:Как обычно, приглашаю физически выносливых, раскатанных велосипедистов способных проехать заявленный маршрут с грузом, не задерживая группу.
Желающих присоединиться прошу писать здесь в теме!
Этот поход может быть скаткой для участия в походе по Горному Алтаю в августе.
Тема на велоростове
Группа (velorostov):
R2-D2
flibukerk
апрель 2018-ПВД3Д-Карстовое плато Черногор
Редактировалось: 4 раза (Последний: 31 марта 2018 в 23:04)
Когда умрут наши костры, вас станет знобить! (с) Д.Ревякин
Для тех, кто интересуется, но не может себе позволить три дня, есть интересный вариант на два, но нужен автотранспорт:
Приехать в Черниговское, оставить там машину, по узкоколейке вдоль Пшехи двигаться на встречу с нашей группой. Где-то по пути мы встречаемся и вместе едем к месту стоянки. Утром, после восхождения на плато, два варианта: быстрый спуск в Черниговское к машине, или сначала радиалка к Водопадистому у западной стены Фишта. Это примерно 800 м. непрерывного набора на 17 км по хорошей тропе. По дороге есть участок, где ее смыл оползень. На Водопадистом есть водопад, но сейчас его, наверное, видно не будет. Всё равно, там прикольно, пока нет толп матрасников.
Приехать в Черниговское, оставить там машину, по узкоколейке вдоль Пшехи двигаться на встречу с нашей группой. Где-то по пути мы встречаемся и вместе едем к месту стоянки. Утром, после восхождения на плато, два варианта: быстрый спуск в Черниговское к машине, или сначала радиалка к Водопадистому у западной стены Фишта. Это примерно 800 м. непрерывного набора на 17 км по хорошей тропе. По дороге есть участок, где ее смыл оползень. На Водопадистом есть водопад, но сейчас его, наверное, видно не будет. Всё равно, там прикольно, пока нет толп матрасников.
Когда умрут наши костры, вас станет знобить! (с) Д.Ревякин
Поход перенесен на 13-15 апреля.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 31 марта 2018 в 23:05)
Когда умрут наши костры, вас станет знобить! (с) Д.Ревякин
Написал отчетик небольшой.
По следам горцев на Карстовое плато Черногор.
13 апреля. День. 1.
Нас было трое: я, Жора и Аня. Мы должны были встретиться на остановочной платформе Пшиш в 09:23 утра. Было 07:55. Аня сидела в электричке в Туапсе, лениво поглаживая шлем в предвкушении похода, а мы неистово ломились из Хадыженска до ж.д. станции на свою электричку, которая довезет тоже до Пшиша. Машину мы оставили в частном дворе на окраине города, оставалось 25 минут, 5,5 км и 110 метров набора. Я крутил на пределе, просто искры из глаз, сердце запихивал обратно, когда оно пыталось выскочить через рот и убежать обратно, размахивая аортами. Жора как обычно ехал не напрягаясь и всё сокрушался, что мы поедем к началу маршрута на электричке, как читеры, а могли бы с утра закрутить через Шаумянский перевал.
Когда вышли на перрон, через минуту подошла электричка. Это такое приятное чувство, почти как найти сотку в зимней куртке в начале холодов. Уже через пол часа мы были в месте старта. Ещё через полчаса все воссоединились и покатили в долину Гунайки.
Первые 14 км это приятная дорога, сначала асфальтовая, потом грейдер – она идет мимо полуживых поселков, времена совсем потерянных в череде лет. В этой долине полторы сотни лет назад части русской армии занимали аулы абадзехов, сжигая их дотла. Горцев вытеснили, а в ущельях разбили свои форпосты. Некоторые развились и теперь довольно крупные поселки, а многие остались лишь на старых картах. Из всех Гунаек, только Гунайка Четвертая с признаками жизни. Магазина тут нет, но по крайней мере видно, что люди живут. Из труб вьется легкий дым, по улице бегают свиньи и куры. В воздухе запах цветов и навоза.
Для многих выражение «пахнет навозом» не вызывает никаких приятных ассоциаций, а для меня это особое ощущение из далекого детства. Тогда мы каждое лето ездили на хутор к бабушке в Полтавскую область. Где у людей нет заборов. Где у каждого нет участка меньше 30 соток. И у всех хозяйство. Это особый букет из аромата свежей травы, глиняного самана и коровы. Запах того момента, когда дедушка катал в тракторе Т-16 с передним кузовом, его еще называют попрошайка. Когда я впервые узнал, что в попе у меня есть шило. И ведь как не поверить деду – если он его откуда-то достал и показал 3-х летнему мне. Поэтому я очень люблю бывать в таких маленьких хуторах, где можно вспомнить самые ценные картинки своей жизни.
Перед Гунайкой мы пересекли мост и поехали по долине реки. С этого момента, судя по собранной информации, дорога будет ухудшаться. На каком-то из внедорожных форумов восем лет назад мужик спросил: «Мужики, я хочу проехать на Ниве из Гунайки в Кушинку, какая там дорога?» Ему посоветовали остаться дома. Другой информации о том участке я не нашел, поэтому приготовился к гряземесу и велопоносингу на 15 км. С каждым километром мы продвигались дальше, а дорога была по-прежнему идеально ровным грейдером. Как так, обман!, где говна. Хотя, по правде сказать, по такой дорожке было приятнее катить, чем идти по лесовозным волокам.
Уже не помню где, но рядом с дорогой попался такой огромный древний каток
Так, в ожидании жести, мы проехали 7,5 км. до урочища Котловина. Тут стало понятно, куда она вела – отстроенная толи база отдыха, толи охотничьи угодья, зарыбленный пруд с лебедями, луга со сторожевыми вышками. Навстречу быстро идут бородатые дядьки. Уже приготовился к отражению атаки, а оказалось люди просто поздороваться подошли. Спросили куда едем, знаем ли дорогу. Сказали, что это их дорожная бригада делает грейдер – тянут его до самой Кушинки. Теперь через всю долину идет гравийка.
Мы обрадовались, сказали, что знаем дорогу и на радостях помчали по этой гравийке. Так радовались хорошей дороге, что проехали нужный поворот и сделали себе разминку на лишние сотню метров набора.
Но как говорится, чем выше заберешься, тем лучше виды. Видов пока особо не было, потому что ехали по лесу, но и сам лес на склонах гор был умиротворяюще хорош.
В районе 15:00 приехали на поляну у реки, недалеко от пос. Кушинка. Тут я планировал стояку в конце первого дня, если будет вери лонг грязеступинг. Вместо этого мы были бодры и веселы, поэтому пообедали и поехали дальше.
Пос. Кушинка. Единственный заработок – лесозаготовка. Не понятно, на какие средства здесь живут люди, которые не заняты добычей леса. Жизнь тут течет также неторопливо, как в любом другом тупиковом поселке Апшеронской узкоколейки.
За магазином на лугу пасутся кони. Я решил сфотографировать их поближе. Пока шел к ним, впереди раздался жуткий скрежет металла, животные удалились – в коридоре деревьев показался старый ржавый механизм. Древний дизель, переваливаясь с бока на бок, толкал в тупик пустые платформы для леса. Кажется, он делает это уже сто тысяч лет.
Единственный магазин оборудован в ж.д. вагоне. Режим работы 10-17:00. Перерыв 13-16:00 Выбор тут невелик: какие-то консервы, пара круп, немного картошки, минералка и пиво.
Пока мы сравнивали танильность Хадыженского и Майкопского, в коридоре деревьев снова раздался скрежет. На это раз это оказалась автомотриса — моторный самоходный железнодорожный вагон – единственный вид общественного транспорта в этих краях. Ходит два раза в день, утром и вечером до Черниговского. Проезд стоит что-то около 57 р. Такая же ветхая как и дизель, но мне до жути стало интересно на ней прокатиться, тем более, что нам в одну сторону. Пока я склонял народ, мотриса запыхтела и ушла обратно, стоянка всего минуты две – ровно столько, чтобы забрать нескольких пассажиров. Ну и ладно, через несколько минут и мы выдвинулись вслед.
Уже вечерело. В планах было проехать еще километров пять и остановиться где-то в районе Режета, пока дорога не ушла на высокий правый берег Пшехи. Дорога, тут и далее пойдет вдоль узкоколейки. До Нового Режета это еще дорога, дальше – уже тропа вдоль путей. Перед поселком Новый Режет на левом берегу много хороших мест для стоянки у реки. Есть симпатичные поляны с папоротником.
Мы же едем дальше, через мост. Теперь мы на правом берегу в поселке. Поселок полуживой. Людей не видно, но некоторые дома заселены – рядом бегают куры, пасутся лошади.
Постройки деревянные и кирпичные пополам. Среди разрухи, одиноко стоит детская горка, ожидая звонкий визг детворы.
Нам нужно становиться в первом удобном месте, дальше дорога забирает наверх, потому стали сразу за поселком. Поляна небольшая, есть ручей, с дороги не видно – нам больше и не надо.
Итоги дня. Километраж 51,5 км. Набор высоты 1150 м.
14 апреля. День 2.
Ночь прошла спокойно. Дальше продвигаемся как партизаны по тропе вдоль железки, всё выше по охваченной туманом долине Пшехи.
Временами попадаются старые мосты – шагаешь по шпалам а под тобой 50 метров пропасти и внизу вода бурлит, каеф. Обожаю такие места. И еще тут нет никого — ни джиперов, ни квадриков, ни матрасников.
К сожалению, это удовольствие длится всего 4,5 километра, потом мы оказываемся на широком грейдере, что нанизывает местные мегаполисы – поселки Нижние Тубы, Тубы и Шпалорез. Впрочем, мегаполис тут только Шпалорез – остальные его скудный пригород. В Шпалорезе целых два магазина. Есть школа и даже гостиница, вернее гостевой дом, с виду не отличить от любого другого. Население поселка 450 человек. В начале прошлого века здесь был лесопильный завод, где делали шпалы для Узкоколейки. Их сплавляли вниз по Пшехе до Апшеронска. Из них в 1927 году построили самую длинную горную узкоколейку в России и Союзе. Потом поселок переименовали в Отдаленный и в столь отдаленном времени остался лесопильный завод. А вот УЖД осталась, до сих пор действует, чем привлекает любознательных туристов с разных уголков страны. По крайней мере, так говорят рекламные проспекты. Хочется верить, что этот богом забытый уголок удастся оживить и сделать это культурно. На развитие туризма надеется каждый из 450 человек, но пока инфраструктуры тут никакой нет.
До главной цели нашего похода – плато Черногор совсем немного. Всего 12,5 км. 500 метров набора и мы у подножия горы. Поднялись за 1,5 часа по хорошему гравийному грейдеру.
Время около обеда. Группа пеших туристов готовится в восхождению, а мы решаем подкрепиться и сгонять радиалку на смотровую к западной стене Фишта. Это еще 700 м. набора. Дорога приятная, пока не сезон мало машин, все время перед глазами заснеженные вершины Фишт-Оштенского массива, птицы разрываются, весна природа расцветает, красота.
Поворот за поворотом мы поднялись уже выше самой горы Черногор. И вот, когда до смотровой осталось около километра, за очередным поворотом оказалось снежное поле.
Ехать нельзя, только идти. Времени уже было около пяти вечера. Посчитали, прикинули, что вернемся в темноте, и решили отложить на следующий раз. 600 метров подъема, превратились в спуск на целых 20 минут.
Подниматься на Черногор решили с юга.
По описанию PNL с велокубани, это самый удобный путь. Подъем в конце довольно крутоват, но тропа лучше, чем по балке Агулова с севера, да и короче. Решено было немного подняться с велосипедами до выполаживания и там стать лагерем, а утром налегке сбегать на гору.
С первых же метров я решил, что велокубанцы просто какие-то нереальные лоси, если в прошлом году поднялись с велосипедами на вершину. Ну я почему-то так думал, потом еще раз перечитал их отчет – они оказались умнее нас и вообще стали лагерем метров на 50 ниже нашего. Мы же перли по тропе в ожидании выполаживания.
Навстречу с горы шло много людей. Налегке. Веселые, черти. Видят, что мы с велосипедами и все такие оригинальные, задают один и тот же вопрос: вы куда?
Блин, не понятно, что ли, что мы ищем новые формы суицида?
-Туда! – отвечаем.
— В конце вас ждет подвиг!
Один парень, проходя, сказал: Интересно почитать потом их отчет!
Наивные, они еще не видели, куда мы только не затаскивали свои велики. Но на эту гору тащить их мы не собирались.
Вскоре Полянкина нашла полянку. Она была у ручья, довольно ровная с большими лопухами. Но мужчины же не могут вот так взять и согласиться с женщиной. Мы сказали: Аня, поляну ты нашла, молодец, но мы с важным видом должны подняться еще метров на 100, чтобы убедиться, что там херово, потом спустимся, еще походим вокруг минут 15 и только потом всеобщим мужским советом утвердим это место, и не иначе. Минут через 25 после сложнейшего ритуала по выбору места мы вытаптывали лопухи на поляне женщины.
Итоги дня. Километраж 52,0 км. Набор высоты 1620 м.
15 апреля. День 3.
Ночью сбылся прогноз синоптиков – было прохладно, около нуля, наутро в кружке был лёд. Хотели встать еще до рассвета и на гору, но что-то пошло не так, пока встали, пока спрятали рядом с поляной велосипеды и бивак, было уже 7 утра.
Тропа на гору нахоженная – много тут людей бывает. Сначала идет полого, траверсом по восточному склону. Вокруг лес, иногда тропа ныряет под поваленные стволы вековых деревьев, иногда нужно через них перелезть. Где-то с высоты 1550 м начался снег. Крутой склон из плотного наста легко было преодолеть в тяжелых туристических контактных ботинках MT91, а вот Ане в легких сетчатых кроссовках пришлось нелегко, но, тем не менее, до вершины мы благополучно поднялись.
По дороге стали попадаться характерной формы карстовые воронки, еще под снегом.
На вершине снега не было, всё сдувал ветер. Подъем занял 2,5 часа. Я опасался, что пока мы поднимемся, горы затянет облаками, но нет – на горе нас ждали отменные виды. Вот они, красавцы в ряд, как три богатыря былинных эпосов: г. Оштен (2804 м), г. Пшеха Су (2743 м), г.Фишт (2867 м).
Погуляли немного по вершине. Полазали по камням. Да, тут бы денек провести.
Раз уж поднялись на вершину, нужно сходить и до озера Чеше. Переход занимает около 30 минут, но они пролетают быстро – вокруг есть, чем полюбоваться.
На озере стояла вчерашняя группа пешиков. Мы же посидели наверху, посмотрели на замерзшую гладь воды и отправились обратно.
Часа через два были в лагере. Велосипеды остались в целости и сохранности под лапником, погода стояла великолепная, мы были полностью довольны. На этом основные цели похода были достигнуты, осталось только вернуться к машине в Хадыженск. Пустяк в 80 км, а времени уже 13:00.
Из них 25 км. это непрерывный спуск по гравийке в Черниговское, остальное асфальт.
Путь обратно не буду описывать, обычная дорога, хочу только отметить, что асфальтовый участок весь понравился, кроме Апшеронска – в городе дороги для езды на велосипеде отвратительные – асфальт убитый, обочины нет совсем. В остальных местах супер – машин мало, качество асфальта хорошее.
До машины мы благополучно добрались уже в сумерках. Поход хоть и небольшой, но мне очень понравился. Приятным сюрпризом оказалось строительство гравийного грейдера по долине Кушинки, теперь там можно кататься и после дождей.
Опытные люди рекомендуют посещение плато Черногор запланировать на раннюю весну, или позднюю осень, когда еще нет буйной растительности. Летом там всё зарастает и много ядовитого борщевика. К подножию горы можно подъехать на любом легковом авто. Там есть небольшая площадки у дороги, где её можно оставить. Если идти с ночевкой, ближайшее место, где можно оставить машину под охраной – база Цица по дороге из Черниговского. До неё несколько километров.
Итоги дня. Километраж 90,0 км. Набор высоты 1550 м.
Фото: wampi.ru/album/6GBzQ
Трек: www.gpsies.com/map.do?fileId=yqbqbjpknbpbusnd
13 апреля. День. 1.
Нас было трое: я, Жора и Аня. Мы должны были встретиться на остановочной платформе Пшиш в 09:23 утра. Было 07:55. Аня сидела в электричке в Туапсе, лениво поглаживая шлем в предвкушении похода, а мы неистово ломились из Хадыженска до ж.д. станции на свою электричку, которая довезет тоже до Пшиша. Машину мы оставили в частном дворе на окраине города, оставалось 25 минут, 5,5 км и 110 метров набора. Я крутил на пределе, просто искры из глаз, сердце запихивал обратно, когда оно пыталось выскочить через рот и убежать обратно, размахивая аортами. Жора как обычно ехал не напрягаясь и всё сокрушался, что мы поедем к началу маршрута на электричке, как читеры, а могли бы с утра закрутить через Шаумянский перевал.
Когда вышли на перрон, через минуту подошла электричка. Это такое приятное чувство, почти как найти сотку в зимней куртке в начале холодов. Уже через пол часа мы были в месте старта. Ещё через полчаса все воссоединились и покатили в долину Гунайки.
Первые 14 км это приятная дорога, сначала асфальтовая, потом грейдер – она идет мимо полуживых поселков, времена совсем потерянных в череде лет. В этой долине полторы сотни лет назад части русской армии занимали аулы абадзехов, сжигая их дотла. Горцев вытеснили, а в ущельях разбили свои форпосты. Некоторые развились и теперь довольно крупные поселки, а многие остались лишь на старых картах. Из всех Гунаек, только Гунайка Четвертая с признаками жизни. Магазина тут нет, но по крайней мере видно, что люди живут. Из труб вьется легкий дым, по улице бегают свиньи и куры. В воздухе запах цветов и навоза.
Для многих выражение «пахнет навозом» не вызывает никаких приятных ассоциаций, а для меня это особое ощущение из далекого детства. Тогда мы каждое лето ездили на хутор к бабушке в Полтавскую область. Где у людей нет заборов. Где у каждого нет участка меньше 30 соток. И у всех хозяйство. Это особый букет из аромата свежей травы, глиняного самана и коровы. Запах того момента, когда дедушка катал в тракторе Т-16 с передним кузовом, его еще называют попрошайка. Когда я впервые узнал, что в попе у меня есть шило. И ведь как не поверить деду – если он его откуда-то достал и показал 3-х летнему мне. Поэтому я очень люблю бывать в таких маленьких хуторах, где можно вспомнить самые ценные картинки своей жизни.
Перед Гунайкой мы пересекли мост и поехали по долине реки. С этого момента, судя по собранной информации, дорога будет ухудшаться. На каком-то из внедорожных форумов восем лет назад мужик спросил: «Мужики, я хочу проехать на Ниве из Гунайки в Кушинку, какая там дорога?» Ему посоветовали остаться дома. Другой информации о том участке я не нашел, поэтому приготовился к гряземесу и велопоносингу на 15 км. С каждым километром мы продвигались дальше, а дорога была по-прежнему идеально ровным грейдером. Как так, обман!, где говна. Хотя, по правде сказать, по такой дорожке было приятнее катить, чем идти по лесовозным волокам.
Уже не помню где, но рядом с дорогой попался такой огромный древний каток
Так, в ожидании жести, мы проехали 7,5 км. до урочища Котловина. Тут стало понятно, куда она вела – отстроенная толи база отдыха, толи охотничьи угодья, зарыбленный пруд с лебедями, луга со сторожевыми вышками. Навстречу быстро идут бородатые дядьки. Уже приготовился к отражению атаки, а оказалось люди просто поздороваться подошли. Спросили куда едем, знаем ли дорогу. Сказали, что это их дорожная бригада делает грейдер – тянут его до самой Кушинки. Теперь через всю долину идет гравийка.
Мы обрадовались, сказали, что знаем дорогу и на радостях помчали по этой гравийке. Так радовались хорошей дороге, что проехали нужный поворот и сделали себе разминку на лишние сотню метров набора.
Но как говорится, чем выше заберешься, тем лучше виды. Видов пока особо не было, потому что ехали по лесу, но и сам лес на склонах гор был умиротворяюще хорош.
В районе 15:00 приехали на поляну у реки, недалеко от пос. Кушинка. Тут я планировал стояку в конце первого дня, если будет вери лонг грязеступинг. Вместо этого мы были бодры и веселы, поэтому пообедали и поехали дальше.
Пос. Кушинка. Единственный заработок – лесозаготовка. Не понятно, на какие средства здесь живут люди, которые не заняты добычей леса. Жизнь тут течет также неторопливо, как в любом другом тупиковом поселке Апшеронской узкоколейки.
За магазином на лугу пасутся кони. Я решил сфотографировать их поближе. Пока шел к ним, впереди раздался жуткий скрежет металла, животные удалились – в коридоре деревьев показался старый ржавый механизм. Древний дизель, переваливаясь с бока на бок, толкал в тупик пустые платформы для леса. Кажется, он делает это уже сто тысяч лет.
Единственный магазин оборудован в ж.д. вагоне. Режим работы 10-17:00. Перерыв 13-16:00 Выбор тут невелик: какие-то консервы, пара круп, немного картошки, минералка и пиво.
Пока мы сравнивали танильность Хадыженского и Майкопского, в коридоре деревьев снова раздался скрежет. На это раз это оказалась автомотриса — моторный самоходный железнодорожный вагон – единственный вид общественного транспорта в этих краях. Ходит два раза в день, утром и вечером до Черниговского. Проезд стоит что-то около 57 р. Такая же ветхая как и дизель, но мне до жути стало интересно на ней прокатиться, тем более, что нам в одну сторону. Пока я склонял народ, мотриса запыхтела и ушла обратно, стоянка всего минуты две – ровно столько, чтобы забрать нескольких пассажиров. Ну и ладно, через несколько минут и мы выдвинулись вслед.
Уже вечерело. В планах было проехать еще километров пять и остановиться где-то в районе Режета, пока дорога не ушла на высокий правый берег Пшехи. Дорога, тут и далее пойдет вдоль узкоколейки. До Нового Режета это еще дорога, дальше – уже тропа вдоль путей. Перед поселком Новый Режет на левом берегу много хороших мест для стоянки у реки. Есть симпатичные поляны с папоротником.
Мы же едем дальше, через мост. Теперь мы на правом берегу в поселке. Поселок полуживой. Людей не видно, но некоторые дома заселены – рядом бегают куры, пасутся лошади.
Постройки деревянные и кирпичные пополам. Среди разрухи, одиноко стоит детская горка, ожидая звонкий визг детворы.
Нам нужно становиться в первом удобном месте, дальше дорога забирает наверх, потому стали сразу за поселком. Поляна небольшая, есть ручей, с дороги не видно – нам больше и не надо.
Итоги дня. Километраж 51,5 км. Набор высоты 1150 м.
14 апреля. День 2.
Ночь прошла спокойно. Дальше продвигаемся как партизаны по тропе вдоль железки, всё выше по охваченной туманом долине Пшехи.
Временами попадаются старые мосты – шагаешь по шпалам а под тобой 50 метров пропасти и внизу вода бурлит, каеф. Обожаю такие места. И еще тут нет никого — ни джиперов, ни квадриков, ни матрасников.
К сожалению, это удовольствие длится всего 4,5 километра, потом мы оказываемся на широком грейдере, что нанизывает местные мегаполисы – поселки Нижние Тубы, Тубы и Шпалорез. Впрочем, мегаполис тут только Шпалорез – остальные его скудный пригород. В Шпалорезе целых два магазина. Есть школа и даже гостиница, вернее гостевой дом, с виду не отличить от любого другого. Население поселка 450 человек. В начале прошлого века здесь был лесопильный завод, где делали шпалы для Узкоколейки. Их сплавляли вниз по Пшехе до Апшеронска. Из них в 1927 году построили самую длинную горную узкоколейку в России и Союзе. Потом поселок переименовали в Отдаленный и в столь отдаленном времени остался лесопильный завод. А вот УЖД осталась, до сих пор действует, чем привлекает любознательных туристов с разных уголков страны. По крайней мере, так говорят рекламные проспекты. Хочется верить, что этот богом забытый уголок удастся оживить и сделать это культурно. На развитие туризма надеется каждый из 450 человек, но пока инфраструктуры тут никакой нет.
До главной цели нашего похода – плато Черногор совсем немного. Всего 12,5 км. 500 метров набора и мы у подножия горы. Поднялись за 1,5 часа по хорошему гравийному грейдеру.
Время около обеда. Группа пеших туристов готовится в восхождению, а мы решаем подкрепиться и сгонять радиалку на смотровую к западной стене Фишта. Это еще 700 м. набора. Дорога приятная, пока не сезон мало машин, все время перед глазами заснеженные вершины Фишт-Оштенского массива, птицы разрываются, весна природа расцветает, красота.
Поворот за поворотом мы поднялись уже выше самой горы Черногор. И вот, когда до смотровой осталось около километра, за очередным поворотом оказалось снежное поле.
Ехать нельзя, только идти. Времени уже было около пяти вечера. Посчитали, прикинули, что вернемся в темноте, и решили отложить на следующий раз. 600 метров подъема, превратились в спуск на целых 20 минут.
Подниматься на Черногор решили с юга.
По описанию PNL с велокубани, это самый удобный путь. Подъем в конце довольно крутоват, но тропа лучше, чем по балке Агулова с севера, да и короче. Решено было немного подняться с велосипедами до выполаживания и там стать лагерем, а утром налегке сбегать на гору.
С первых же метров я решил, что велокубанцы просто какие-то нереальные лоси, если в прошлом году поднялись с велосипедами на вершину. Ну я почему-то так думал, потом еще раз перечитал их отчет – они оказались умнее нас и вообще стали лагерем метров на 50 ниже нашего. Мы же перли по тропе в ожидании выполаживания.
Навстречу с горы шло много людей. Налегке. Веселые, черти. Видят, что мы с велосипедами и все такие оригинальные, задают один и тот же вопрос: вы куда?
Блин, не понятно, что ли, что мы ищем новые формы суицида?
-Туда! – отвечаем.
— В конце вас ждет подвиг!
Один парень, проходя, сказал: Интересно почитать потом их отчет!
Наивные, они еще не видели, куда мы только не затаскивали свои велики. Но на эту гору тащить их мы не собирались.
Вскоре Полянкина нашла полянку. Она была у ручья, довольно ровная с большими лопухами. Но мужчины же не могут вот так взять и согласиться с женщиной. Мы сказали: Аня, поляну ты нашла, молодец, но мы с важным видом должны подняться еще метров на 100, чтобы убедиться, что там херово, потом спустимся, еще походим вокруг минут 15 и только потом всеобщим мужским советом утвердим это место, и не иначе. Минут через 25 после сложнейшего ритуала по выбору места мы вытаптывали лопухи на поляне женщины.
Итоги дня. Километраж 52,0 км. Набор высоты 1620 м.
15 апреля. День 3.
Ночью сбылся прогноз синоптиков – было прохладно, около нуля, наутро в кружке был лёд. Хотели встать еще до рассвета и на гору, но что-то пошло не так, пока встали, пока спрятали рядом с поляной велосипеды и бивак, было уже 7 утра.
Тропа на гору нахоженная – много тут людей бывает. Сначала идет полого, траверсом по восточному склону. Вокруг лес, иногда тропа ныряет под поваленные стволы вековых деревьев, иногда нужно через них перелезть. Где-то с высоты 1550 м начался снег. Крутой склон из плотного наста легко было преодолеть в тяжелых туристических контактных ботинках MT91, а вот Ане в легких сетчатых кроссовках пришлось нелегко, но, тем не менее, до вершины мы благополучно поднялись.
По дороге стали попадаться характерной формы карстовые воронки, еще под снегом.
На вершине снега не было, всё сдувал ветер. Подъем занял 2,5 часа. Я опасался, что пока мы поднимемся, горы затянет облаками, но нет – на горе нас ждали отменные виды. Вот они, красавцы в ряд, как три богатыря былинных эпосов: г. Оштен (2804 м), г. Пшеха Су (2743 м), г.Фишт (2867 м).
Погуляли немного по вершине. Полазали по камням. Да, тут бы денек провести.
Раз уж поднялись на вершину, нужно сходить и до озера Чеше. Переход занимает около 30 минут, но они пролетают быстро – вокруг есть, чем полюбоваться.
На озере стояла вчерашняя группа пешиков. Мы же посидели наверху, посмотрели на замерзшую гладь воды и отправились обратно.
Часа через два были в лагере. Велосипеды остались в целости и сохранности под лапником, погода стояла великолепная, мы были полностью довольны. На этом основные цели похода были достигнуты, осталось только вернуться к машине в Хадыженск. Пустяк в 80 км, а времени уже 13:00.
Из них 25 км. это непрерывный спуск по гравийке в Черниговское, остальное асфальт.
Путь обратно не буду описывать, обычная дорога, хочу только отметить, что асфальтовый участок весь понравился, кроме Апшеронска – в городе дороги для езды на велосипеде отвратительные – асфальт убитый, обочины нет совсем. В остальных местах супер – машин мало, качество асфальта хорошее.
До машины мы благополучно добрались уже в сумерках. Поход хоть и небольшой, но мне очень понравился. Приятным сюрпризом оказалось строительство гравийного грейдера по долине Кушинки, теперь там можно кататься и после дождей.
Опытные люди рекомендуют посещение плато Черногор запланировать на раннюю весну, или позднюю осень, когда еще нет буйной растительности. Летом там всё зарастает и много ядовитого борщевика. К подножию горы можно подъехать на любом легковом авто. Там есть небольшая площадки у дороги, где её можно оставить. Если идти с ночевкой, ближайшее место, где можно оставить машину под охраной – база Цица по дороге из Черниговского. До неё несколько километров.
Итоги дня. Километраж 90,0 км. Набор высоты 1550 м.
Фото: wampi.ru/album/6GBzQ
Трек: www.gpsies.com/map.do?fileId=yqbqbjpknbpbusnd
Когда умрут наши костры, вас станет знобить! (с) Д.Ревякин
Интересный отчёт.
Молодцы!
Молодцы!
MH100181:
Только в Шпалорезе не все желали потока туристов
Возле магазина к нам подошел мужик. С энтузиазмом рассказывал, что у поселка есть свой сайт, вокруг много интересного, чтобы посмотреть. После запрета на рыбалку и охоту сейчас тяжело живется и одна надежда на туризм.
Ну, одной надежды мало. Имхо, чтоб привлечь туда поток людей, потенциал есть только у узкоколейки, а её реконструкция уж сильно затратна.
Для меня сейчас эти места хороши тем, что нет массово народа.
А какой эпизод был у вас с местными?
Редактировалось: 1 раз (Последний: 25 июня 2018 в 12:55)
Когда умрут наши костры, вас станет знобить! (с) Д.Ревякин
R2-D2:
А какой эпизод был у вас с местными?
Ну, не желали некоторые чтобы я фотографировал местную жизнь, объясняя это тем, что понаедут мне подобные, и от былой умиротворённости останутся руины. Мои аргументы о пользе развития туризма, не были приняты однозначно.
Да я и не пытался убедить в обратном. Ведь как правило убеждаемый более заинтересован чем потенциально убеждённый, а мне до этого никакого дела нет. Свои интересы, в виде фотографий местности были тем не менее покрыты.
Редактировалось: 3 раза (Последний: 25 июня 2018 в 13:11)
Интересуют объективы на байонет EF/EF-s , для тестирования их работы со спидбустером
R2-D2,
Ну что сказать? Будем завидовать!
Ну что сказать? Будем завидовать!