Да простят меня вырезанные :)
Эту фотографию пару дней назад сделал мой приятель на стенде Specialized в экспо на многодневной гонке во Франции. Кросс-кантрийной гонке, если быть точным. На ней S-Works Demo 8, и он прекрасен. Более того, наряду с новейшими Trek, Canyon, Santa Cruz, Intense и другими, это, пожалуй, один из самых совершенных когда-либо созданных велосипедов для даунхилла. Основной вопрос заключается в том, нужны ли они кому-нибудь.
Прочитав недавно на пинкбайке статью, в которой обсуждалось как раз то, чем я хочу поделиться сегодня, я удивился — мои мысли уже давно очень схожи с мыслями автора той статьи, и, в общем, об этом шепчутся по темным углам велоиндустрии уже не первый день, но на широкую публику эту проблему не выносил еще никто. Было некое табу, если хотите — все вроде бы и в курсе, но дискуссии на эту тему считаются немного неприличными. Но начало положено, и деваться некуда — пришла пора признать достаточно очевидную вещь. Даунхильные байки стали практически не нужны.
Серьезно. С одной стороны, современные велосипеды для даунхилла — это само совершенство, купив хороший велосипед от известного производителя, можно получить прямо из коробки то, о чем еще десять лет назад и мечтать было нельзя. Действительно агрессивная геометрия? Не вопрос. Превосходно работающие и отлично настраивающиеся вилки и амортизаторы? Да вот же они! Легкие, широкие и при этом прочные обода? Да их на рынке завались — хочешь алюминий, хочешь карбон, так еще и покрышку можно поставить хоть с камерой, хоть без камеры, плюс всяких прикольных штук типа Huck Norris и иже с ним на рынке полно — забудьте про всевозможный колхоз. Даже полноценная даунхильная трансмиссия присутствует — ничего лишнего, 7 передач, экономия веса, и так далее. Про все остальные железки я и не говорю — выбор огромен. И да, сейчас вполне реально получить велосипед весом килограмм этак 15-16 — и он будет полностью готов к даунхиллу, причем на протяжении достаточно долгого времени. Да, это стоит денег, но еще не так давно для простых смертных это было просто невозможно. В общем, никогда еще даунхилл не был настолько даунхильным. Прекрасно, не правда ли?
Но есть и другая сторона. Эндуро. Те же десять лет назад все было просто — если ты хотел быстро ездить вниз, ты покупал даунхильный байк. Ну или большой фрирайдный байк. Ничто иное не могло так же эффективно ехать вниз и не ломаться. Да, были попытки создания трейловых двухподвесов, но они были собраны на практически кантрийных компонентах и ни одному нормальному человеку не пришло бы в голову поехать на таком велике к примеру в байк-парк. Да и просто на локальный спот с уклоном, корнями и большими прыжками. Были еще фрирайдные байки, но обычно получалось что-то типа коны стинки — отличный был велик, который, однако, так и просил прекратить страдать фигней и наконец поставить двухкоронку, поскольку вверх он ехал только в мечтах своего владельца, и был тяжелым. Однако, технологии не стоят на месте. Первый звоночек прозвенел года три-четыре назад — среднеходные двухподвесы по геометрии практически догнали дх-байки, начавшие выпускаться на два-три года раньше. Да, ходу у них по-прежнему было меньше, но зато они были легкими, и позволяли ехать не только вниз, но и вверх. Отношение к эндуро тоже изменилось — на молодежь, изначально выбравшую эту дисциплину, минуя даунхилл, перестали смотреть недоумевающе, смирясь с очевидным. Несмотря на все окологейские шутки, белый и пушистый зверек недвусмысленно помахал даунхильным байкам лапкой, давая понять, что он уже в пути. Но это были предварительные ласки.
А теперь давайте посмотрим на современные эндуро-байки. Углы рулевой в 65-66 градусов и вилки с ходом 170мм стали уже привычными. Равно как и одна звезда спереди, мощные даунхильные тормоза, широкие покрышки, короткие выносы и большие рули, и прочее-прочее-прочее. На них даже начали ставить пружинные задние амортизаторы. И, при этом, благодаря геометрии, а также трансмиссиям с огромным диапазонам, на этих велосипедах вполне можно крутить. А еще они легкие.
Будем честными — даунхильным байкам на сложных даунхильных трассах пока ничто не угрожает, там они по-прежнему чувствуют себя как дома и являются лучшим средством для того, чтобы ехать вниз максимально быстро. Но сколько раз в году даунхильный байк среднестатистического райдера оказывается на такой трассе? Я сейчас не говорю о прорайдерах и фанатах даунхилла — я говорю о самом широком сегменте райдеров — тех, кто не прочь и на локальных спотах повваливать, и в горы пару раз выбраться. Ведь именно они и обеспечивали спрос на дх-байки — прорайдеры получали велики бесплатно, а приближенная тусовка покупала их по околозакупочной стоимости, то есть толку от них в плане продаж было чуть менее чем никакого. При этом основным рынком таких велосипедов у нас всегда была именно Москва, в которую гор, как мы все знаем, не завезли. Регионы же зачастую довольствовались покупкой подержанных московских великов — как говорили мои знакомые «Не, ну а чо, вы там на них катаетесь пару лет, потом сливаете за копейки, чтобы купить что-то помоднее, а состояние у великов после двух лет в Москве лучше, чем после недели в горах. Идеальная покупка». Так оно и есть — конечно, раму можно сломать и в Ерино, и в Филпарке, но это нужно очень постараться. В 90% случаев же основной пробег московского дх-байка приходится на процесс его закатывания в гору. Да и в целом — абсолютное большинство дх-байков обитает там, где гор, как ни странно, нет. Если вы живете у подножия Ай-Петри, или в Магнитке, то да, вам повезло и дальше можно не читать. С остальными же сложнее.
Преимущества эндуро-байка в обычной жизни, к сожалению, очевидны. Он легче, он удобнее для вкручивания, он едет вверх и отлично справляется как с всяческими мини-даунхиллами, так и с серьезным катанием в горах, если, конечно, вы не планируете побороться за подиум Кубка России, или проехать несколько этапов iXS DH Cup. Много среди нас таких? Как показывает практика, нет. Большинство моих приятелей расстались со своими даунхильными байками еще несколько лет назад, пересев на эндуро-велики, и я их прекрасно понимаю. Я сам держался до конца прошлого сезона, когда стало очевидно, что половину времени я катаюсь на хардтейле, вторую половину на эндуро-байке, а Demo стоит дома и ждет, когда я соизволю доехать до того же Канта. Ждать ему долго — Enduro в Канте ничуть не хуже, и, при этом, позволяет докрутить до Канта самостоятельно, а на Demo, благодаря тому, что это идеальный дх-байк с 7-скоростной трансмиссией, заваленными углами и достаточно низким седлом, даже до Филпарка, находящегося в нескольких километрах, добраться своим ходом проблематично. Это при том, что, периодически, решив покрутить, я проезжал на Enduro в кросс-кантри режиме по полсотни километров, и не чувстовал никаких проблем. В итоге решив, что дизайнерская вешалка для одежды за шесть тысяч долларов в интерьере обычной московской панельки это чересчур, а на большой дом я пока не заработал, с Demo я расстался. Конечно с мыслями, что, когда будет больше времени на катание в горах, я опять куплю даунхильный байк, но мы-то понимаем… И, опять же, что значит «катание в горах»? Тренд байк-парков — создание все большего количества гладких и вылизанных трасс с высокими контруклонами и огромными столами а-ля A-Line в Вистлере, и именно такие трассы и пользуются наибольшим спросом у катающихся. Да, есть еще те, кто не мыслит поездки в Морзин без катания по бесчисленным вариациям Шлюхи, или Air Voltage с периодическими недолетами. Да и срезки под Пленеем никуда не делись. Но у тех, кто там катается, дх-байки и так есть. Впрочем, уходят даже лучшие из лучших…
Так есть ли будущее у дх-байков в их нынешнем виде? У соревновательного даунхилла-то оно, конечно, есть — это очень красивый спорт, который, в отличие от эндуро, достаточно прсто транслировать и, соответственно, в него готовы вкладываться, по крайней мере пока. Хотя недавно, путем невероятного стечения обстоятельств и моей въедливости, ко мне в руки попала европейская статистика продаж и заказов дилеров нескольких крупных брендов, и, в общем, продажи и ожидания относительно дх и эндуро-великов там отличаются даже не на порядок, а на несколько большие цифры. В пользу эндуро велосипедов естественно. Фокросс-то тоже красив — но, к сожалению, большую часть того, на чем ездит топ Протура купить простому смертному уже нельзя. Надеюсь, что даунхилл не пойдет по этой печальной, но проторенной дорожке. А то станет совсем грустно.
P.S. Не стоит относиться к этому слишком серьезно