ВелоКубань

Комплектации шоссейных велосипедов

Комплектации шоссейных велосипедов

Комплектация шоссейного велосипеда – сборка компонентов, позволяющих вам останавливаться и двигаться – другими словами, трансмиссия, переключатели и тормоза. Много компаний производят комплектующие, но на рынке есть три доминанта: Shimano, SRAM и Campagnolo. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди…

Несмотря на разницу, комплектующие всех производителей похожи между собой, хоть и с небольшими вариациями в способах решения специфических задач. Начнём инструктаж с пояснения разных доступных групсетов, затем перейдем к деталям некоторых компонентов и их брендовых отличий. В довершение мы расскажем о преимуществах более дорогих групсетов и поднимем вопрос о некоторых проблемах совместимости.

Иерархия комплектаций шоссейных велосипедов

Shimano

Shimano – самый старый и широко используемый из трёх основных брендов. История компании началась в Японии в 1921 году, когда Шозабуро Шимано решил начать производство колёс свободного хода в арендованном углу разрушенного целлулоидного завода. Быстро развивающийся с того времени и до сих пор бренд считается сегодня производителем половины используемых в мире компонентов велосипедов.


Комплектации Shimano начального уровня

Групсет Shimano Claris

Shimano Claris – комплектация начального уровня от японского бренда.

Список ассортимента начинается с бюджетного Claris, который встречается на большинстве доступных по цене велосипедах. Это 8-скоростная система (8 звездочек сзади), совмещенная либо с двойной, либо с тройной системой передних звёзд.

Следующий – Sora, также встречающийся на велосипедах начального уровня, представляет собой 9-скоростную систему, доступную либо в стандартном двойном кренксете, либо в расширенном тройном.

Следующий по списку - Tiagra, 10-скоростной набор, наделенный частично дизайном и технологией дорогостоящей системы 105 и преимуществами таких высококачественных систем, как кренксет с 4-мя лапками.


Комплектации Performance от Shimano

Shimano 105 – группа рабочих лошадок из ассортимента шоссейников Shimano, теперь и 11-скоростных.

Shimano 105 – самый доступный из серии гоночных групсетов от японской фирмы и появляется на многих умеренно-ценовых рынках. Эту 11-скоростную группу многие велосипедисты считают самой лучшей комбинацией эффективности, долговечности и цены.

Shimano Ultegra лишь на одну ступень ниже сборки профессионального уровня Dura-Ace. Эта 11-скоростная группа имеет те же внешние черты, что и более высокая по рангу Dura-Ace и предлагает лучшую производительность, но она на 258 грамм тяжелее, чем Dura-Ace.


Профессиональные комплектации Shimano

Shimano Dura-Ace – это элитное предложение от лидирующего производителя трансмиссий.

Dura-Ace – это лучшее из всего предлагаемого ассортимента Shimano. Топовый дизайн из легковесных материалов (высококачественные сплавы, углеродное волокно и титан) в сочетании с 11-скоростной передачей.


Электронное переключение Shimano Di2

Shimano также предлагает наборы Ultegra и Dura-Ace с электронным управлением Di2. Комплектация Di2 объединяет одинаковые системы ведущих звёзд, кассеты, цепи и тормоза соответствующей механической комплектации (т.е. у Ultegra Di2 те же элементы, что и у Ultegra).


SRAM

Американская фирма SRAM появилась в период бума горного велоспорта в 80-е годы и была основана на уже используемых легковесных шифтерах GripShift.

Ассортимент комплектаций SRAM делится на 4 основных группы - Apex, Rival, Force и Red (по восходящему порядку цен). Комплектации SRAM являются самыми легковесными на рынке во всех категориях цен.


Комплектации SRAM начального уровня

SRAM Apex, комплектация шоссейников начального уровня.

Групсет Apex – 10-скоростная группа с характерной для SRAM системой WiFli, которая предлагает очень широкий диапазон звезд (между 11 и 32 зубцами) для задней кассеты.

Это позволяет SRAM предлагать более широкий спектр передач, обычно с использованием тройной передней звезды без дополнительного веса или сложностей, возникающих с тройкой.

SRAM также предлагает группу Apex в комплектации 1х11, т.е. с одной звездой спереди и 11 сзади.

Комплектации Performance от SRAM

SRAM Rival 22 – прямой соперник Shimano 105

Следующий по списку – Rival, который также может использовать широкий спектр задних переключателей и кассет WiFli, но сделан из более легких материалов, чем Apex. Rival – наиболее популярная трансмиссия SRAM для шоссейного велосипеда и имеет 11 скоростей. Можно встретить её и с двумя передними звездами (комплектация 2х11) или с одной (1х11).

Группа Force от SRAM по цене доходит до уровня Ultegra, и для неё используют сверхлёгкие материалы, как например, высококачественные сплавы и углеродное волокно, что делает эти комплектации очень конкурентоспособными. Как и Rival, это 11-скоростная комплектация, которая может идти с двумя передними звездами для большего разнообразия или с одной передней звездой для простоты.


Профессиональные комплектации SRAM

RAM Red 22 – самая легковесная комплектация на рынке, весом 1.747 грамм

Комплектация Red от SRAM – бесспорный чемпион профессионального уровня с 11 скоростями. Не раз доказывал это звание победами на Тур де Франс. Прямой соперник Shimano Dura-Ace.

Комплектующие SRAM Red изготавливаются из суперлёгких материалов, включая высококачественные сплавы, множество углеродного волокна, титан и даже керамику. В SRAM Red доступна опция WiFli, открывающая более широкие возможности в использовании передач. Из всех групп с широким спектром передач SRAM Red – самый лёгкий на рынке, всего 1,747 грамм.

Электронное переключение SRAM eTap

Беспроводная комплектация SRAM's Red eTap – вот это да! Никаких кабелей!

Американская компания начала выпускать в продажу систему электронного переключения для своей комплектации Red в 2015 г. Известная под названием eTap, это – единственная из доступных беспроводных опций среди трех главных брендов-изготовителей.


Campagnolo

Итальянская компания Campagnolo была основана в 1933 г. после неудачных попыток Тулльо Кампаньоло снять заднее колесо во время гонки, что привело его к мысли о создании рычага эксцентрикового зажима. С названием этого бренда связано, вероятно, наибольшее количество историй и ассоциаций с многими великими спортсменами – Фаусто Коппи, Джино Бартали, Жаком Анкетилем, Эдди Мерксом, Бернаром Ино, Мигелем Индурайном… Поэтому зачастую Campagnolo выбирают отъявленные любители и коллекционеры велосипедов.


Комплектации Campagnolo начального уровня

Сampagnolo Athena – начинает список 11-скоростных сборок этого бренда

Campagnolo возглавляют иерархическую лестницу самых дорогих комплектаций, поэтому вы вряд ли найдете велосипед с итальянским именем дешевле $1000.

Комплектация начального уровня Veloce занимает примерно ту же нишу, что и Shimano Tiagra или 105-й или SRAM Rival. Этот групсет изготавливается из легких сплавов и имеет 10 скоростей.

Athena – прямой конкурент Shimano Ultegra и SRAM Force. Включает составляющие из углепластика и технические преимущества лучших комплектаций Campagnolo и выходит либо в сборке 2х11 или 3х11.


Комплектации Performance от Campagnolo

Сampagnolo Potenza – последняя комплектация от итальянской компании

Potenza выпущена в 2016 г., как еще один конкурент сборке Ultegra. Объединяет в себе лучшие характеристики (как например, шатуны с 4-мя лапками и опущенным внутренним рычагом переключения, как у Veloce и Athena). Выходит в сборке 2х11.

Сразу за семейством Campagnolo Record следуте 1-скоростной Chorus. Он изготавливается из легких сплавов, углеродного волокна и титана, и по рейтингу занимает место между Shimano Ultegra и Dura-Ace, или SRAM Force и SRAM Red.


Комплектации Campagnolo профессионального уровня

Сampagnolo Record – настоящая классика в шоссейном велоспорте. Для итальянских комплектаций характерно большое использование карбона.

Campagnolo Record – это ведущий групсет среди представленных итальянским брендом. Для него используется высококачественное углеродное волокно в конструкции в сочетании с легкими сплавами и титаном. 11-скоростной Record можно встретить на самых дорогих велосипедах – по цене от $3800 и выше.

Campagnolo также предлагает комплектацию более высокого уровня в форме Super Record. В основе лежат те же принципы, что и в Record, но используются еще более причудливые материалы для облегчения и совершенствования каждой составляющей. Эту категорию можно считать «исключительной», стоящей по рангу выше всего, что предлагают Shimano или SRAM. Увидеть такую комплектацию можно лишь на самых дорогостоящих шоссейных велосипедах профессионального уровня.


Электронная комплектация EPS от Campagnolo

Сampagnolo Super Record EPS – самый дорогой доступный групсет из всех, предлагаемых тремя основными брендами, пугающий большинство велосипедистов.

Campagnolo также предлагает электронную сборку под названием EPS (Electronic Power Shift – Электронное переключение мощности). Она начинается с Chorus EPS, которая, как и Shimano, приводится в действие электромотором и батареей – батареи могут быть установлены с внешней стороны или спрятаны за подсиделом.

Для Record EPS используются более легкие материалы для снижения общего веса, а Super-Record EPS продвигается еще дальше. Super-Record EPS – это комплектация, даже не имеющая фиксированной  стоимости.


Компоненты групсетов шоссейных велосипедов

Итак, теперь, разобравшись с тем, как формируются разные групсеты, давайте рассмотрим индивидуальные компоненты, находящиеся в групсете. Мы поясним основные отличительные черты между разными брендами и как определять лучшие характеристики.


Система ведущих звёзд

Системы ведущих звёзд Campagnolo Super Record – велосипедные произведения искусства.

Системы ведущих звёзд – самый крупный компонент комплектации, состоящий из звёзд, шатунов и, в большинстве случаев, каретка, соединяющая два шатуна.

Системы ведущих звёзд делятся на три категории на основании количества используемых звёзд: двойные (наиболее популярные), одиночные (популярны в горном велоспорте) и тройные (старый стандарт).


Варианты двойной системы ведущих звёзд

• Стандартная двойная система ведущих звёзд – наиболее часто используется профессиональными велосипедистами и состоит из большой звезды с 53 зубцами (53t) и малой звезды с 39 зубцами (39t).

• Полу-компактная система ведущих звёзд – или профессионально-компактная – состоит из 52/36t. Она позволяет переключаться на пониженную передачу, не меняя высокой верхней передачи. Это популярная опция среди соревнующихся велосипедистов-любителей.

• Компактная система ведущих звёзд – 50/34t. Она стала очень популярной, благодаря сочетанию простого переключения передач и лёгкого веса.

• Супер-компактная система предлагает еще более низкий диапазон передач на двойной системе звёзд (обычно 48t/32t). Они становятся популярными у гравийных велосипедистов и любителей путешествовать, которым выгодно более низкое и близкое расположение передач друг к другу.


Тройная система ведущих звёзд

Трипл – устаревший тип системы, встречающийся чаще всего на винтажных шоссейниках и туристических велосипедах. В ней предлагается широкий диапазон передач, но она проигрывает в весе. Сочетает в себе внешнюю звезду 50t, среднюю звезду 39t и внутреннюю всего лишь с 30-ю зубцами. Популярна у туристов, которые ценят супер-маленькую «бабулькину звезду», когда нагружают велосипед сумками.


Одиночные системы ведущих звёзд

Система с одной ведущей звездой – также известна как 1x («одиночная»). Чтобы компенсировать отсутствие меньшей, внутренней звезды, она часто комплектуется кассетой с более широким диапазоном.


Переключатели на шоссейных велосипедах

Несмотря на внешнюю простоту, у всех трех брендов есть свои особенные методы переключения скоростей.

По большей части современные шоссейники используют переключатели двойного действия, т.е. рычаги переключения передач встроены в тормозные ручки. У каждого бренда есть своя изюминка в этом вопросе, поэтому способ переключения передач на велосипедах, оборудованных Shimano, отличается от способа на велосипедах, оборудованных Campagnolo или SRAM.

Вы наверняка слышали и об электронном способе переключения – он встречается в более дорогих комплектациях всех трех брендов, и все еще управляется встроенными в тормозные рычаги плавниками, но использует маленький сервомотор в переключателях, приводящих их в действие. Электронная трансмиссия предлагает постоянно точное переключение передач и меньше технического обслуживания, чем для механической трансмиссии.


Переключатели на шоссейных трансмиссиях Shimano

Полная интеграция Shimano использует тормозные рычаги, поделенные надвое, с плавником позади тормозного рычага. Комбинация правого тормозного рычага с плавничком управляет переключателем задних передач, а левого – контролирует передний переключатель.

Если вы повернете плавничок правого переключателя внутрь, цепь опустит кассету на меньшую звёздочку. Поверните плавник вместе с рычагом внутрь, и вы сдвинете цепь обратно вверх по кассете к большей звездочке. То же происходит и с левосторонним переключателем, за исключением того, когда цепь переключается с одной звездочки на другую.

Электронная система Shimano – известная, как Di2 – работает по такому же принципу, как и его механический эквивалент. Его также можно запрограммировать на то, какой рычаг будет управлять каким переключателем, или сколько скоростей будет переключаться при удержании рычага и с какой скоростью.


Переключение трансмиссии SRAM для шоссейных велосипедов

SRAM DoubleTap также использует тормозные рычаги из двух частей, но только плавнички на задней части тормозного рычага переключают передачи.

Если слегка нажать на плавничок, до щелчка, цепь опустится на одну звездочку ниже. Но если вы задержите нажатие плавничка, вы услышите второй щелчок и поднимете цепь на одну звездочку выше. Левый рычаг контролирует переднюю механику таким же способом.

Электронная система SRAM – известная, как eTap – работает немного по-другому. Чтобы перейти на повышенную передачу на кассете, вам нужно нажать на плавничок за правым тормозным рычагом, а переключить на пониженную передачу – нужно нажать на плавничок за левым тормозным рычагом. Чтобы переключать передние звезды, нажимаете оба вместе.


Переключатели на шоссейных трансмиссиях Campagnolo

Система Campagnolo Ergopower использует разделенные тормозные рычаги с переключателями в виде плавничков, как и у SRAM и Shimano, но они соединяются дополнительной кнопкой с лицевой стороны (под большим пальцем) по обеим сторонам. Чтобы опустить кассету, необходимо нажать кнопку с правой стороны, а чтобы поднять её, нужно нажать плавничок за тормозным рычагом. Те же манипуляции с левой стороны делают возможным переключение передних звёзд.

Электронная система Campagnolo – известная, как EPS – работает так же, как и его механический эквивалент, хотя она может быть запрограммирована под ваши личные нужды. Приложение MyCampy для смартфона также помогает самостоятельно определять проблемы с переключением.


Тормоза

Тормоза шоссейного велосипеда

Тормоза шоссейного велосипеда бывают разных форм, но в основном это ободные тормоза (слева) и дисковые тормоза (справа).

Сложности не заканчиваются на разных способах переключениям и тем, что переключение может быть механическим или электронным. Разнообразие тормозов на шоссейных велосипедах выросло еще больше за последние несколько лет.

В прошлом единственным способом торможения на шоссейном велосипеде были кабельные ободные тормоза с колодками. Но за последние годы было отмечено развитие тормозных систем до напрямую вмонтированных ободных колодок, гидравлических ободных колодок, кабельных дисковых тормозов (их еще называют механическими) и гидравлических дисковых тормозов.

Диски обеспечивают первоклассное торможение в мокрую погоду, но их основной недостаток - намного больший вес.

Какой тип тормозов лучше для вас, зависит от множества факторов.

В январе 2017 г. Shimano предлагали для шоссейников ободные колодочные тормоза, гидравлические дисковые тормоза и механические дисковые тормоза в разных уровнях комплектаций. О многом говорит то, что новый лучший групсет компании, Dura-Ace, получил гидравлические дисковые тормоза – Shimano явно видит в этом будущее.

В настоящее время у SRAM есть как механические, так и гидравлические ободные тормоза, плюс гидравлические и механические дисковые тормоза. Последние предлагаются его сестринским брендом, Avid.

И, наконец, Campagnolo производят механические ободные тормоза для шоссейных велосипедов – и на этом всё. Однако, ходят слухи о том, что ненадолго появлялись созданные ими гидравлические дисковые тормоза, и в 2016-м мы могли их увидеть.


Задние переключатели скоростей

Задние переключатели выполняют важную работу по переключению передач на кассете

Переключатели – это механизмы, которые передвигают цепь с одной передачи на следующую. Передний механизм выполняет работу для передних звёзд, а задний – для кассеты. Оба контролируются рычагами переключения.


Кассеты шоссейных велосипедов

Задняя кассета шоссейного велосипеда

Кассета позволяет держать скорость езды на комфортном для вас уровне.

Кассета – это набор звёзд, встроенных на заднем колесе, и, чем больше звёзд на кассете, тем больше «скоростей» предусматривает групсет. Таким образом, если звёзд девять, значит это 9-скоростная комплектация, 10 звёзд – 10-скоростная и т.д.

(Примечание: "скорости" относятся лишь к количеству звёзд, но не к общему количеству передач; для этого вам необходимо учитывать количество передних звёзд на системе).

Чем больше количество звёзд, тем не только обеспечен более широкий диапазон передач, но и тем меньше расстояние между звёздами. Чем меньше расстояние между звёздами, тем проще сохранять частоту вращения педалей при переключении с одной передачи на другую. Поэтому такие комплектации любят профессионалы.

Для шоссейного велосипеда диапазон доступных зубцов на кассетах обычно 11-25 или 11-28, хотя сейчас и Shimano, и SRAM, и Campagnolo предлагают кассеты со звездами бОльших размеров.


Цепи шоссейных велосипедов

Цепь шоссейного велосипеда

Такой компонент в шоссейном велосипеде, как цепь, часто упускают из виду, хотя он требует тщательного ухода и постоянной чистки.

Тип выбираемой цепи зависит от бренда комплектации и количества передач (комплектации с бОльшим количеством передач требуют более узкие цепи).

Более дорогостоящие цепи часто имеют более гладкие, долгопрочные и антикоррозийные покрытия, чем их дешевые аналоги.

К тому же, у некоторых дорогих цепей высверлены штифты и пластины, чтобы уменьшить вес. Но не стоит забывать, что цепь – это элемент, требующий регулярного ухода и своевременной замены.


Каретки шоссейных велосипедов

Каретка шоссейного велосипеда

Каретка встраивается в раму и включает подшипники, на которых вращаются шатуны.

Каретка включает в себя подшипники, на которых крутятся шатуны. Они бывают разных форм и размеров, но если речь идет о шоссейных комплектациях, они делятся на две категории: press-fit и с резьбовой посадкой.

Каретки с резьбовой посадкой вкручиваются в раму на резьбе. Каретки press-fit запрессовываются в раму с обеих сторон. В общем говоря, каретка press-fit – больший головняк, чем резьбовая посадка, когда возникает вопрос о тех.обслуживании и совместимости, даже если это даст основание производителям делать более жесткие рамы для большей эффективности в езде.


Реальные преимущества более дорогих комплектаций для шоссейных велосипедов

Всегда ли чем дороже, тем лучше? Возможно, но чем выше ваши достижения, тем меньше преимуществ даёт вам более дорогая сборка.

Комплектации второго уровня (Shimano Ultegra, Campagnolo Chorus, SRAM Force) почти также хороши по функциональности, как и соответствующие элементы профессионального уровня, но их вес слегка больше, а цена более умеренна.


Вес

Чем дороже, тем легче (обычно)

Есть такое знаменитое выражение о велосипедных комплектующих: «Крепкая. Легкая. Дешевая. Дайте две». Более легкий велосипед ускоряется и едет в горку лучше, чем тяжелый.

Часто уменьшенный вес становится основным фактором, влияющим на увеличение стоимости – будь то комплектация, колеса или готовый велосипед.

Например, разница между двумя топовыми сборками Shimano, Ultegra и Dura-Ace, 258 грамм, а между топовой сборкой SRAM, RED, и их комплектацией второго уровня, Force – около 400 грамм.

Причина такой разницы в весе – более дорогостоящие материалы и более трудоемкие производственные процессы. Что касается материалов, для более дорогих компонентов используются такие из них, как углеволокно, титан, легковесный алюминий и керамические подшипники, чтобы достичь максимума в легком весе.


Прочность

Тратя крупную сумму на комплектацию, вы, конечно, ожидаете, что она прослужит вам дольше, чем какой-то из дешевых вариантов. Прочность также влияет на цену, но, по опыту, это качество все больше стабилизируется в вариациях второго класса и по каким-то причинам начинает снижаться в самых дорогих вариантах.

Более дорогостоящие технические компоненты делают с большей точностью, лучшей обработкой и из материалов, предназначенных для долгого пользования. Это заметно в переключателях и рычагах, где более дешевые варианты быстро приходят в негодность, а более качественные дольше остаются как новые.

Однако, съемные элементы – такие, как кассеты и передние звезды – часто показывают обратное. Более дешевые варианты делают из более тяжелой, прочной стали, а более дорогие – из более легких, мягких алюминиевых и титановых материалов.


Производительность

Шоссейная велогонка

Улучшенную производительность обещает покупка более дорогой комплектации; более точные, мягкие и быстрые переключения между передачами, более жесткие шатуны и лучшее торможение.

В дополнение к сниженному весу, есть другие способы увеличения производительности у дорогих групсетов. Самые дорогостоящие варианты обеспечивают более точные, мягкие и быстрые переключения между передачами. Подразумевается также уменьшение усилий на рычаг. И здесь электронные передачи устанавливают новые стандарты: максимальная точность и скорость при простом нажатии кнопки.

Еще один пример эффективности – увеличенная жесткость шатунов для обеспечения более четкого смещения и более эффективной передачи мощности от педалей к заднему колесу. Это достигается благодаря более сложному дизайну и более прочным, но не добавляющим вес, материалам.

Чем выше цена, тем качественнее и система торможения. Более дорогие тормоза сильнее, дают ощущение лучшего контроля и позволяют тормозить с наименьшими усилиями.


Дополнительные характеристики

Кроме дополнительных передач, более дорогие групсеты предлагают ещё кое-какие дополнительные характеристики, хотя они могут быть и довольно трудноуловимыми. Таким примером является винтовой рычаг тормозов на переключателях Shimano105, Ultegra и Dura-Ace для улучшения эргономики – то, что на более дешевых моделях обеспечивается вклеенными резиновыми прокладками.

Shimano и Campagnolo одинаково предлагают теперь высококачественные системы ведущих звезд универсального размера, совместимых с компактными, полу-компактными или стандартными звёздами. Это значит, что если вы хотите поменять размеры передней звезды, вы можете сделать это без полной замены всей системы ведущих звёзд.


Вопрос совместимости компонентов

Рассмотрим вопрос совместимости при модернизации отдельных компонентов.

Важно понимать, что не все компоненты комплектаций взаимозаменяемы: например, вы не можете заменить 10-скоростные переключатели Shimano Tiagra 11-скоростными переключателями Shimano 105.

Разные комплектации имеют также разный ход (т.е. длина хода) тормозного рычага, поэтому невозможно модернизировать изношенный или поломанный отдельный компонент в пределах одного производителя. Т.е. комплектация Shimano в целом предназначены для работы друг с другом, если у них одинаковое количество передач. 

По вопросам индивидуальной совместимости отдельных компонентов мы советуем вам обратиться к специалисту в ближайший веломагазин.

Источник:
0
1736
+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!