О велосипедной цепи...
Цепь – одна из наиболее важных деталей любого велосипеда, но часто это упускают из виду. Когда она работает хорошо, вы не осознаете ее значение; но если нет, то вы сразу это поймете.
В первых велосипедах не было цепей (в некоторых и до сих пор нет). Многие из нас так или иначе знакомы с велосипедами пенни-фартинг викторианской эры. Если вы присмотритесь, вы увидите, что в них нет цепей. Для передвижения велосипедисты крутили педали, прикрепленные непосредственно к переднему колесу, и увеличить скорость можно было только крутя педали с большей скоростью или установкой переднего колеса большего размера. Эти велосипеды выглядят довольно забавно, но падать с него было определенно больно – особенно в период до изобретения шлемов.
В некоторых велосипедах до сих пор используют вместо цепей ременную передачу Gates Carbon (которые смотрятся немного похоже на танковые гусеницы), или, что еще реже, системы с карданным валом.
Цепи более сложны, чем вы, возможно, думаете. Со 116 соединениями в стандартной велоцепи, в ней уже больше движимых частей, чем в другой составляющей велосипеда. Конечно, вам придется удалять несколько соединений в зависимости от того, едете ли вы на 9-, 10- или 11-скоростной трансмиссии; цепь должна быть довольно длинной, чтобы ее можно было накинуть на самую большую переднюю звездочку и самый большой зубец на вашей кассете без заклинивания, но и не настолько длинной, чтобы она не была ослабленной в случае натягивания ее на меньшую звездочку. Лучший способ определить правильную длину цепи для вашего велосипеда – взять старую за образец.
Ее можно использовать как оружие. В 1954 г. один шотландец был приговорен к 3 годам тюрьмы за нападение на управляющего кинотеатром в Глазго с, как вы уже поняли, велосипедной цепью. На просторах интернета вы можете найти множество информации о использовании велосипедной цепи де факто в качестве хлыстов или оружия. Поэтому, если ваш велосипед сломается посреди зомби апокалипсиса, у вас, как минимум, будет шанс обороняться.)
Способ вашей езды влияет на продолжительность жизни вашей цепи. Крутить педали с частым ритмом обычно не только более эффективно, но и более экономично. Продолжительность жизни цепи зависит от жесткости кручения педалей, а также не рекомендуется практиковать совмещение самой малой звездочки впереди и сзади или самой большой звездочки впереди и сзади, чтобы не растянуть цепь.
Регулярная замена цепи продлит жизнь вашей трансмиссии. Большинство механиков согласятся с тем, что каждые 3-4 тыс.км нужно заменять цепь, в зависимости от стиля езды. Многие велогонщики Тур де Франс возят с собой две или три цепи для своих велосипедов в течение трехнедельной гонки. Самый простой способ определить необходимость замены цепи – использовать тестер цепи, который измеряет, насколько растянута установленная на данный момент цепь. Хотя правильно обслуженная цепь технически может проехать 12 тыс. км, она становится менее эффективной и теряет 2 ватта мощности на каждый процент удлинения.
Более того, пыль и грязь, налипающая на смазку цепи, выступает в роли шлифовальной пасты, в результате чего штифты и ролики изнашиваются. По мнению Смита, увеличивается расстояние от центра до центра каждого звена цепи, и такая цепь преждевременно изнашивается. Поэтому, вместо $50 за новую цепь вам придется отстегнуть $300 или больше за новую цепь, звезду и кассету.
Вы. Должны. Чистить. Свою. Цепь. Чтобы поддерживать цепь в оптимальной форме, вам необходимо постоянно ее чистить. У каждого профессионала и любителя есть свой предпочтительный метод. Например, одни механики используют специальный набор для смазки цепи, наполненный обезжиривающей жидкостью, а другие считают, что достаточно просто протереть цепь чистой хлопковой тряпкой после каждого заезда; когда цепь сильно загрязнена, можно использовать нейлоновую щетку и горячую воду с жидким мылом для очистки.
Если вы по каким-то личным причинам не можете чистить цепь сами, везите велосипед в ближайший сервис, либо просто опустите цепь в бутылку, наполненную обезжиривателем. После очистки цепи просушите и смажьте ее, удаляя излишки.