Выбираем стальной, алюминиевый, титановый или карбоновый шоссейный велосипед.
Титановая рама Van Nicholas Chinook
Выбор “правильного” шоссейного велосипеда при покупке может стать непростой задачей из-за обилия предложений. Для фильтрации поиска можно использовать множество параметров: цену, технические характеристики, стиль езды, приверженность к бренду и даже цвет.
Иногда выбор может свестись к материалу, из которого сделана рама велосипеда. Существуют 4 основных материала, используемых для изготовления шоссейных велосипедов: сталь, алюминий, титан и углеродное волокно. Материал может влиять на то, как едет байк и его назначение, а потому, полезно узнать ключевые различия до того, как вы примете решение.
Некоторым людям материал важен так же как комплектация и ценник, учитывая, что разным видам катания подходят разные материалы. Рама – это сердце вашего нового шоссейного велосипеда и то, на что тратится львиная доля бюджета. А так как материал рамы играет важную роль, выбирать нужно с умом.
Ниже приведены основные свойства каждого материала, которые помогут сделать правильный выбор.
Алюминий
Алюминий – самый распространённый материал, в основном используемый для шоссейных велосипедов невысокой стоимости. Он идеален для велосипедных рам, поскольку обеспечивает жёсткую и лёгкую основу. Довольно долго рамы из алюминия несправедливо клеймили жёсткими и неудобными в езде, но жёсткость – это параметр, который можно задавать при проектировке, и новинки алюминиевых рам развеивают миф о чрезмерной жёсткости, будучи созданными с заметной долей комфорта.
Несмотря на то, что у большинства брендов алюминий предназначается для велосипедов начального уровня, существует много вариантов премиум-класса, так что не сбрасывайте его со счетов лишь потому, что он используется для простых шоссейных велосипедов. Взгляните на суперлёгкий Kinesis Aethein (фото ниже) или новейший Specialized Allez в качестве примеров потенциала высококлассного алюминия.
Справедливости ради стоит сказать, что сейчас алюминий переживает возрождение интереса. Некоторые производители продвигают этот материал для изготовления впечатляюще лёгких рам, а сообразительные потребители понимают, что получают высокое качество и оснащение за разумные деньги. Взять хотя бы культовый Cannondale CAAD12 (и предшествующий CAAD10), а ведь есть ещё много других. По соотношению цена-качество алюминий побить весьма трудно.
Покупайте алюминий, если вы ограничены в средствах, хотите лёгкую, жёсткую гоночную раму или же лучшую навеску за имеющиеся деньги.
Сталь
Когда-то сталь была единственным материалом для рамы, а значит выбор, какой байк купить был проще. Сталь имеет свою нишу и славится комфортной ездой и сейчас, за что велотуристы и любители бреветов по-прежнему предпочитают именно её. Современные стальные трубы возродили интерес к высококачественным стальным шоссейным байкам, даже гоночным, что подтвердила команда Madison-Genesis пару лет назад на стальных байках Volare 953. Нынче сталь не используется крупными производителями, но тот факт, что с ней легко работать, сделал её излюбленным материалом растущей индустрии кастомных байков Великобритании. Если вы хотите кастомную раму, сталь – отличный вариант.
Производители стальных труб, такие как Columbus и Reynolds, к счастью, не отказались от стали, более того, произошло обратное: они инвестировали в новые трубы. Новейшие стальные трубы, среди которых есть даже нержавеющие, теперь стали жёстче и легче всего того, на чём когда-либо гонял Эдди Меркс, и являются интересной альтернативой карбону и алюминию.
Покупайте сталь, если вы хотите кастомную раму или предпочитаете комфортную езду и не возражаете против небольшого дополнительного веса.
Титан
Титан – исключительно годный и желанный материал благодаря непередаваемому качеству, которое он придаёт езде, упругой и поглощающей неровности. Также он легче стали и прочнее алюминия, а его антикоррозийные свойства и возможность полировки поверхности должны продлевать срок его службы. Перечисленные качества титана компенсируют высокий ценник, всё ещё диктуемый материалом, пусть и не такой высокий, каким был пару десятилетий назад.
Титан может использоваться для создания высококлассного гоночного байка и многие годы мы ездили на некоторых отличных примерах тому. Зачастую титан предназначается для байков бреветчиков и “круглогодичных” байков, тех, что задуманы поддерживать комфорт на длинной велодистанции с поклажей и без, например, Sabbath September (фото ниже).
Большинство титановых рам изготавливается из труб со сплавом 3AL-2.5V, (3% алюминия и 2,5% ванадия, остальное – титан) и 6Al-4V, более прочного сплава титана, наблюдаемого в гораздо более дорогих фреймсетах. Из-за того, что превратить 6Al-4V в бесшовные трубы трудно и дорого, он часто используется для деталей машинной обработки вроде дропаутов и рулевых стаканов.
Покупайте титан, если вы хотите байк, который прослужит вам всю жизнь, цените малый вес и комфортное катание.
Углеродное волокно
Для многих велосипедистов не существует других вариантов, кроме карбона. Доминирующий материал в гоночном мире, карбон — самый лёгкий и жёсткий из всей четвёрки, он же может быть и самым дорогим. Тем не менее, за последние годы цены на рамы резко упали, и теперь вы можете уложиться в 60000 руб. за карбоновый байк.
Карбон является самым гибким из материалов и предоставляет дизайнерам широкое поле для воплощения идей. Также дизайнеры не ограничены формой труб, и аэродинамические шоссейные байки, как этот Trek Madone, прекрасный пример этой гибкости.
Однако, не все рамы из углеродного волокна одинаково хороши. Существует гигантская разница между дешёвым и дорогим углеволокном, вплоть до типов используемых нитей, метода изготовления и других важных факторов, оказывающих большое влияние. Инженеры могут относительно легко манипулировать углеволокном, чтобы создавать рамы с определённым, задуманным ими соотношением качеств, будь то низкий вес, удобство или жёсткость.
Покупайте карбон, если вы хотите самый лёгкий и жёсткий шоссейный байк, который можно купить за деньги, или если вам важна аэродинамика.